12 апреля 2021 09:51

12 апреля 2021 09:51

На станции Ночка всегда СВЕТло

Корреспондент «КЖ» совершил путешествие по маленьким станциям с большой историей.
Как корабль назовете, так он и поплывет – известная морская поговорка вполне подходит и к железной дороге. На ветке Рузаевка – Инза есть станция Ночка, название которой подразумевает, что, возможно, с освещением там частенько бывали, что называется, неувязочки.
– Да что вы, - улыбается начальник станции Елена Баширина. – У нас с этим никаких проблем никогда не было! Напротив, освещение станции просто прекрасное.

Корреспондент «КЖ» совершил путешествие по маленьким станциям с большой историей.

 

Как корабль назовете, так он и поплывет – известная морская поговорка вполне подходит и к железной дороге. На ветке Рузаевка – Инза есть станция Ночка, название которой подразумевает, что, возможно, с освещением там частенько бывали, что называется, неувязочки.

 

– Да что вы, - улыбается начальник станции Елена Баширина. – У нас с этим никаких проблем никогда не было! Напротив, освещение станции просто прекрасное. В 1993 году, когда проводилось строительство вокзала, было установлено два современных светильника по пять плафонов каждый, так что даже ночью на перроне светло, как днем. А название свое станция получила в 1898 году, потому что в семи километрах от нее семью годами ранее была основана деревня Ночка. Она и до сих пор стоит в овраге возле дремучего леса, где действительно всегда темно.

 

От прошлого к настоящему

На рубеже прошлого и позапрошлого веков помещик фон Мекк строил железную дорогу от села Чирково (в настоящее время поселок Сура) до Сызрани, и именно он считается основателем станции Ночка. С самого начала она активно использовалась как грузовая, рядом с ней были специально построены два лесопильных завода – помещика Бутлерова и купца Парамонова. Вошли в историю станции личности и двух ее работников – первых стрелочников Михаила Чугунова и Ивана Блохина. Оба стали для ночкинцев, в прямом смысле слова, «окном в мир» – передавали местным жителям все последние новости, которые узнавали от проезжающих через станцию пассажиров.

Кстати, Блохин проработал в своей должности более 50 лет. И, возможно, это обстоятель-ство основало полезную традицию – многие современные работники станции тоже трудятся здесь по многу лет. Например, одна из самых опытных и профессиональных сотрудниц – дежурный по станции Татьяна Пашина на станции с 1986 года, за ее плечами техникум железнодорожного транспорта в Уфе, 23 года назад дежурным по станции стал работать ее супруг Валерий.

 

Начальник станции Елена Баширина – потомственная железнодорожница, ее родители – коренные ночкинцы – проработали на станции практически всю жизнь. Сама Елена Федоровна пришла работать на магистраль 24 года назад. Имея за плечами красный диплом Самарского экономического техникума, начинала дежурным на родной станции, окончила заочно Пензенский техникум железнодорожного транспорта, начальником станции стала в 1997 году.

 

– Станция Ночка грузовая, 5-го класса, - рассказывает Елена Федоровна. – Очень важно, что у нас работает контейнерная площадка, где мы осуществляем прием и выдачу грузов в универсальных контейнерах массой брутто три и пять тонн, а также производим выгрузку из вагонов для разных грузополучателей из Инзы и Никольска – к примеру, для Никольского завода светотехнического стекла. За восемь месяцев текущего года на станции при плане 1414 тонн (45 вагонов) погрузили 1872 тонны (52 вагона). Выгрузка при плане 442 вагона, составила фактически 520 вагонов. Есть тенденция к увеличению выгрузки, так как экономика региона развивается. Например, в соседнем селе Чаис строят цементный завод, а в Ночке – завод промышленных материалов.

 

Редкость российского масштаба

Раньше станция Ночка имела двойное название, которое, увы, не сохранилось – Перегрузочная. Станция связывалась узкоколейной дорогой с городом Никольском, который находится от нее в 24 километрах на юг.

 

Узкоколейку открыли в 1936 году, чтобы обеспечить перевозки грузов на знаменитый Никольский стекольный завод. А через пять лет к ней добавили несколько лесовозных узкоколеек, составивших единую сеть, соединявшую райцентр со станцией Ночка/Перегрузочная. Вывозка леса просуществовала недолго, все лесовозные линии вскоре после войны разобрали, но участок Никольск – Ночка/Перегрузочная продолжал развиваться - появилось даже пассажирское движение.

 

Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы, а с 1954 года появились мотовозы МД54-2, позднее – тепловозы ТУ4. С конца 1970-х годов основными локомотивами стали тепловозы ТУ7. Любопытно, что один из этих «динозавров» использовался в работе еще шесть лет назад.

 

Временем начала заката узкоколейки стал конец 70-х, когда городские власти проложили к станции Ночка асфальтированную автодорогу. Пассажирское движение на малой магистрали было прекращено, грузовые перевозки постепенно сократились до минимума, и в настоящее время дорога уже не действует. Тем не менее, специалисты- историки считают, что случай этот для России весьма редкий – когда вплоть до начала XXI века в рабочем состоянии сохранялась узкоколейка, соединявшая с сетью магистральных железных дорог страны населенный пункт, имеющий статус города.

 

Филологические изыски

Всего в восьми километрах на восток от станции Ночка –в сторону Инзы – расположен разъезд под названием Свет. Вот уж где раздолье для любителей каламбуров! Однако железнодорожники относятся к этому соседству спокойно. Как сказал мне начальник станции Инза Владимир Трошкин, в чьей зоне ответственности находится разъезд Свет, его название идет от одноименного поселка, расположенного рядом.

 

Через этот поселок пролегал так называемый Екатерининский тракт. На этой дороге частенько случались грабежи, поэтому через поселок Свет путешественник должен был обязательно проехать днем – при свете луны был немалый риск остаться с пустым карманом. А на железной дороге никаких безобразий не было – да и не будет никогда.

 

Ну а станция Ночка продолжает будоражить воображение людей творческих. В марте 2008-го через нее в качестве пассажира поезда проезжал поэт из Тольятти Александр Воронцов. Он посвятил Ночке стихотворение и разместил в Интернете. Вот отрывок из него:

Горизонт полуночный, поезд редкостно точный,

Проводник молчаливый в проеме дверей.

Я взгляну в полглазочка, как на станции Ночка

Расцветают тюльпаны ночных фонарей.

Две минуты стоянка, пьяно плачет тальянка:

Гармонист одноногий терзает вокзал.

Это станция Ночка уголками платочка

За тревожным аккордом бежит по глазам…

Валерий Еркин, фото из архива станции Ночка
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30