19 апреля 2021 21:03

19 апреля 2021 21:03

Адмирал – железнодорожник

«КЖ» продолжает рассказывать о видных деятелях железнодорожного транспорта, внесших большой вклад в развитие дороги. Сегодня речь пойдет о министре путей сообщения в период с 1874 по 1888 годы Константине Николаевиче Посьете.
Родился он 21 декабря 1819 года в Пярну. Его предки были приглашены из Франции в Россию еще Петром I.
В 11 лет Константин стал гардемарином, а в 16 – с отличием окончил Морской кадетский корпус в Петербурге.

«КЖ» продолжает рассказывать о видных деятелях железнодорожного транспорта, внесших большой вклад в развитие дороги. Сегодня речь пойдет о министре путей сообщения в период с 1874 по 1888 годы Константине Николаевиче Посьете.

 

Родился он 21 декабря 1819 года в Пярну. Его предки были приглашены из Франции в Россию еще Петром I.

 

В 11 лет Константин стал гардемарином, а в 16 – с отличием окончил Морской кадетский корпус в Петербурге.

 

Служил в составе флота на Белом и Балтийском морях. После похода в Англию получил чин капитан-лейтенанта. В 28 лет издал книгу «Артиллерийское ученье». Через два года, в 1849 году вышла его вторая книга «Вооружение боевых кораблей», за которую ему была присуждена Демидовская премия Петербургской Академии наук. После этого Посьет занялся строительством и развитием портов, сооружением каналов, других морских и речных объектов.

 

В 1852-1854 годах на фрегате «Паллада» отправляется в Японию для заключения торгового договора. Это событие красочно описано в повести «Фрегат «Паллада» известным русским писателем И.А. Гончаровым, который участвовал в этом путешествии.

 

Посьет, великолепно владевший иностранными языками, внес немалую лепту в работу дипломатической миссии в Японии, за что по возвращении получил из рук императора бриллиантовый перстень.

 

В последующие годы он – на военной службе, а также воспитатель великого князя Алексея – сына императора Александра II.

 

В 1874 году, будучи в чине адмирала Российского флота, Посьет назначен министром путей сообщения.

 

И первое действие в должности министра состоялось при открытии Моршанско-Сызранской железной дороги.

 

В годы его руководства министерством были резко увеличены темпы и объемы строительства новых железных дорог. Если за 37 лет существования Российских железных дорог было построено всего 16 тыс. км., то при нем за 14 лет было введено в эксплуатацию 13 тыс.км. Среднегодовой темп превышен более чем в два раза.

 

Именно Посьет на заседании Совета Министров доказал важность южного направления Транссибирской магистрали (Самара – Уфа – Златоуст – Челябинск) вместо северного (Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург). Самаро-Уфимская железная дорога – от Кинеля до Уфы – была построена в 1885-1888гг., в 1890 году доведена до Златоуста, а в 1892 году – до Челябинска. Это обеспечило ускоренное развитие промышленности Урала и Сибири.

 

Посьет добился решения о выкупе частных железных дорог в казну. Поощрял строитель-ство железных дорог из отечественных материалов, боролся за увеличение выпуска подвижного состава на отечественных заводах. При нем начато регулирование тарифов на железных дорогах.

 

Большое внимание уделял Константин Николаевич развитию учебных заведений, институту инженеров путей сообщения как основной базе в подготовке собственных высококвалифицированных специалистов. Был учредителем 30 железнодорожных училищ.

 

Тщательно следил за строительством Сызранского моста через Волгу. 30 августа 1880 года лично принял участие в его торжественном открытии.

О добросовестном отношении Посьета к своим обязанностям и его трудолюбии говорит тот факт, что за 52 года государственной службы он всего девять раз был в отпуске. Затратив на личный отдых только 27 недель.

 

За заслуги перед Отечеством он награжден всеми орденами Российской империи, а также 11 высшими наградами зарубежных стран, в том числе из рук японского императора получил орден «Восходящего Солнца».

 

Будучи по натуре очень скромным, Посьет на вицмундире носил лишь единственный знак – об окончании Морского кадетского корпуса.

 

17 октября 1888 г. на перегоне Тарановка – Борки Курско-Харьковско-Азовской железной дороги потерпел крушение царский поезд, в котором едва не погибли император Александр III, наследник престола Николай Александрович (будущий император Николай II), члены царской семьи.

 

Венгерский художник Михай Зичи, служивший рисовальщиком-хроникером при русском дворе, вспоминал:

«Императорская семья, лица свиты завтракали. В передней части вагона помещался буфет, в задней маленькое отделение, где сервирована была закуска, – между ними стоял стол, привинченный к полу и стенкам вагона. В центре стола сидел император, с левой стороны от него: статс-дама Шереметьева, генерал-адъютант Зинов и флигель-адъютант Шереметьев. С правой стороны от Александра III сидели фрейлина графиня Кутузова, генерал-адьютант Рихтер, Великий князь Георгий Александрович и лейб-акушер Гирш. Напротив императора сидела императрица, имея по правую руку Посьета, наследника, по левую – графа Воронцова-Дашкова, генерал-адъютанта Мартынова и т. д. Всего 17 человек. Нам только что подали гурьевскую кашу.

 

Я видел, как официант, служивший с моей стороны, направился ко мне с блюдами, как вдруг он сделал резкое движение вперед, наклонил блюдо с кашей и вылил мне горячую кашу на плечи и на колени. Не успел я опомниться, как последовал страшный треск и толчок или, собственно, три толчка. При первом толчке выбросило из-под наших ног полвагона, при втором толчке нас круто повернуло с вагоном в сторону, слева направо, при третьем накрыло нас крышей вагона, и мы очутились точно в могиле.

Продолжалось это несколько мгновений. Крыша навалилась на нас косо. С моей стороны между стенками вагона и крышей было отверстие, через которое я и вышел. За мной вышла графиня Кутузова, за ней император. Затем была вытащена государыня. У Александра III оказался сплющенным портсигар в кармане с правой стороны, он также получил сильные удары в плечо и в ногу. Последний ушиб был такой силы, что верхняя одежда лопнула. Официант Лаутер был выброшен с подносом через дверь в буфет и убит наповал. Все находящиеся в буфете или страшно изувечены, или убиты».

 

Во всем поезде, состоявшем из 15 вагонов, уцелели только пять да два паровоза. Двадцать один человек погиб, сорок три были изувеченны и ранены.

Со слов очевидцев, император Александр III невероятным усилием удерживал крышу на плечах и держал до тех пор, пока жена и дети не выбрались наружу. Крышу частично удерживали также сдвинутые от удара торцевые стены вагона.

 

По некоторым сведениям после крушения поезда послышались голоса: «Какой ужас», «Покушение». На что Александр III резко ответил: «Красть надо меньше».

В ходе расследования выяснилось, что при составлении императорского поезда нарушили все правила, которые только можно было нарушить. В холодное время царский поезд мог иметь не больше 11 вагонов, а имел все 15. Кроме того, в поезд по настоянию Константина Посьета включили его устаревший и крайне тяжелый вагон, колеса которого износились настолько, что он мог в любой момент сойти с рельсов. Мало того, в вагонах императорского поезда отключили тормоза, поскольку Александр III не переносил звука, возникавшего при их включении. Добавьте к этому то, что состав тянули два паровоза, один из которых был товарным, шедшие на предельной скорости на спуске с закруглением дороги, а также плохое качество пути. Вместо гравийной насыпи чрезмерно легкие рельсы уложили на песчаную. И раскачивающийся на большой скорости товарный паровоз развел рельсы так, что поезд с них сошел. Так что катастрофа стала естественным следствием всех этих, как писали тогда, чудовищных ошибок.

 

Посьет понимал, что на его имя брошена тень и он до окончания расследования подал в отставку. Но несмотря на такой конец служебной деятельности, имя Константина Посьета осталось в памяти многих поколений железнодорожников.

 

В память о государственном деятеле и благородном человеке, его именем назван залив в Японском море, поселок Приморского края, а также станция Дальневосточной железной дороги. Во Владивостоке есть улица Посьетская.

 

Умер Константин Николаевич в 1889 году в возрасте 70 лет.

 

Юрий Менчик,

директор музея истории Куйбышевской железной дороги

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30