19 апреля 2021 20:59

19 апреля 2021 20:59

Наравне с мужчинами

В годы Великой Отечественной войны уфимские железнодорожницы принимали героическое участие в обороне Керчи
В 2010 году в «Куйбышевском железнодорожнике» (№18, №25, №26), публиковались мемуары Почетного железнодорожника Петра Федорова «Как восстанавливали дороги», который в годы Великой Отечественной войны возглавлял Военно-эксплуатационное отделение. Эту тему продолжает в своем письме в редакцию архивист Ирина Бакке.

В годы Великой Отечественной войны уфимские железнодорожницы принимали героическое участие в обороне Керчи

В 2010 году в «Куйбышевском железнодорожнике» (№18, №25, №26), публиковались мемуары Почетного железнодорожника Петра Федорова «Как восстанавливали дороги», который в годы Великой Отечественной войны возглавлял Военно-эксплуатационное отделение. Эту тему продолжает в своем письме в редакцию архивист Ирина Бакке.

 

– Разбирая документы, хранящиеся в Центральном Государственном Историческом архиве Республики Башкортостан, - пишет она, - я натолкнулась на рукопись, которая содержала воспоминания участника Великой Отечественной войны В. Завырылина, инструктора политического отдела ВЭО-8. Воспоминания датируются 23 января 1975 года. Он пишет об участии железнодорожников станции Уфа, получивших военное назначение отбыть на Крымский фронт.

 

В кратчайшие сроки

В декабре 1941 года в Куйбышеве было сформировано специальное формирование из работников Куйбышевской железной дороги, куда вошли железнодорожники Уфимского отделения. ВЭО-8 обслуживало Крымский фронт и обеспечивало оборону Керчи, обслуживая прифронтовой участок протяженностью 115 километров – от Керчи до Акмоная. От беспрерывных налетов и вражеских бомбежек все хозяйство на этом участке было разрушено. Годными для эксплуатации оказались два паровоза и десятка полтора вагонов. Требовалось в самое наикратчайшее время все разрушенное железнодорожное хозяйство восстановить, организовать движение поездов на фронт и наладить снабжение их всем необходимым.

 

Работать приходилось в нечеловеческих условиях, ежеминутно ожидая вражеских лазутчиков. И несмотря на беспрерывные бомбежки вражеской авиации, железнодорожницы трудились наравне с мужчинами, забыв о сне, еде и отдыхе. Примерно через месяц - полтора военные поезда шли к линии обороны строго по графику. Стрелочное хозяйство было отремонтировано, железнодорожные пути восстановлены. Были приведены в рабочее состояние паровозное и вагонное депо. В результате проведенных в короткие сроки ремонтных работ, на станции Керчь собралось более двух десятков исправных паровозов и до двухсот вагонов.

 

На войне как на войне

Первоначальную задачу железнодорожники выполнили. Командование отметило отличную работу женщин. Они стали располагать большим временем для сна и отдыха. Но на войне как на войне. Члены ВКП (б) Кивзунова и Шеренгова выступили с инициативой: в свободное от работы время организовать санитарные летучки. Санлетучки отправлялись к линии фронта и забирали раненых бойцов, затем доставляли их на станцию Керчь. После первичного осмотра раненых врачи либо распределяли в местный госпиталь, либо отправляли на Большую землю. Ожесточенные бомбардировки вражеской авиации не прекращались. Под огонь врага попадали поезда из санитарных летучек, которые также горели от прямого попадания бомб. Гибли раненые.

 

Работница телеграфа, старшая телеграфистка Валя Кузьмина заканчивала дежурство на КП. В третий раз она перечитывала письмо от матери из Уфы. Та писала: «Все твои подружки пишут, что у вас все время бомбежки, что есть убитые и раненые. Ты же пишешь, что у вас все в порядке». Валя улыбнулась и тихо сказала: «Да, мама, у нас все нормально». Как вдруг неожиданно завыла сирена. Через минуту с оглушительным ревом и треском посыпались бомбы. Дежурные телеграфисты разбежались. Кузьмину сбило с ног взрывной волной, но она встала, подбежала к коммутатору и стала соединять трезвонящих абонентов. Бомбардировка не прекращалась.

 

Следующей взрывной волной вырвало оконные рамы и двери. Оглушенная телеграфистка вновь отлетела в угол. Она с трудом поднялась. На какой-то миг Вале показалось, что голова перестала что-либо осознавать. Она перестала понимать, где она находится и что происходит. Но лишь на какой-то миг она потеряла ощущение времени и пространства. Валентина сумела сконцентрироваться и нашла в себе силы, чтобы вернуться к коммутатору. Телеграфистка не прекращала работу и обеспечила бесперебойную связь командования с подразделениями. За проявленное мужество и сохранение самообладания при налете вражеской авиации командование наградило Валю Кузьмину медалью «За отвагу».

 

До последней пули

Во время действия Керченской переправы был сформирован отряд добровольцев из мужчин, куда вошли также техник дистанции пути Рамеева Сульфия с подругой Бочкаревой. Отряд из 60 человек, сформированный из работников ВЭО-8, должен был участвовать в операции по обороне «Керчь-завода».

 

На сборном пункте мужчины-добровольцы получили автоматы и гранаты. Рамеевой и Бочкаревой были вручены санитарные сумки, заполненные до отказа бинтами, йодом и другими медикаментами. На передовой их встретил старший лейтенант. Он очень обрадовался, когда узнал, что бойцам Красной Армии на помощь прибыли железнодорожники. Старший лейтенант обозначил перед отрядом железнодорожников цель – обеспечить выход бронепоезда, стоявшего в укрытии от врага.

 

Перед собравшимися товарищами и бойцами Красной Армии выступила комсорг Рамеева. Она обратилась к помощнику командира по политчасти со следующими словами: «Товарищ Аксютин, я обращаюсь к Вам и ко всем бойцам! Если нам будет тяжело, или мы попадем в окружение, то живыми не сдадимся. Последнюю пулю оставьте себе. Но так как у нас кроме санитарных сумок никакого оружия нет, то, товарищ Аксютин, прошу прежде пристрелить меня, а потом уже себя. Я не хочу оставаться на поругание фашистам!»

 

– Неизвестно, как сложилась дальнейшая судьба наших земляков, - пишет в своем письме И. Бакке, - поэтому родных и близких участников тех событий Великой Отечественной войны просим откликнуться на статью.

Нина Корнильцева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30