12 апреля 2021 07:15

12 апреля 2021 07:15

В машинисты я пойду, пусть меня научат

Вместе со студентами техникума корреспондент «КЖ» осваивал новую профессию.
«Кадры решают все!» – этот лозунг актуален во все времена, и особенно сегодня. Поэтому приятно отметить, что в прошлом году на специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (локомотивы)» в Пензенском техникуме железнодорожного транспорта конкурс составил почти четыре человека на место. В итоге, на будущих машинистов пришли учиться 60 юношей и три девушки.

Вместе со студентами техникума корреспондент «КЖ» осваивал новую профессию

«Кадры решают все!» – этот лозунг актуален во все времена, и особенно сегодня. Поэтому приятно отметить, что в прошлом году на специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (локомотивы)» в Пензенском техникуме железнодорожного транспорта конкурс составил почти четыре человека на место. В итоге, на будущих машинистов пришли учиться 60 юношей и три девушки.

 

По словам заведующего отделением Павла Родионова, их есть, чем заинтересовать. Для качественной подготовки имеются и хорошая материальная база, и опытные преподаватели. А еще есть повод для гордости, что называется, технологического порядка. Два года назад техникум закупил компьютерные тренажеры «ТОРВЕСТ-видео» для электровоза ВЛ10У и тепловоза 2ТЭ10У.

 

– Особенность этих компьютерных тренажеров в том, - рассказывает Павел Геннадьевич, - что производителям сразу была поставлена задача в качестве компьютерной начинки заложить реальный профиль пути – участок от Пензы до Октябрьска. В итоге, студент получает навыки вождения в условиях, максимально приближенных к «боевым».

 

Кстати, такого нет в аналогичном техникуме в Самаре. Нет и в учебном центре эксплуатационного локомотивного депо Пенза, где повышают квалификацию взрослые работники.

 

Попытка не пытка

Мой поход в кабинеты №207 и №208, где установлены тренажеры, получился познавательным. Во-первых, после занятий там всегда полно студентов, которые не упускают возможность попрактиковаться. Более того, как рассказала мне преподаватель специальных дисциплин Наталья Мальцева, обучение производится не только на уроках, но и на семинарах – в формате деловой игры.

 

Юноши выступают в качестве машиниста, помощника, поездного диспетчера и дежурного по станции. Отрабатываются не только основные операции, но и правильность ведения регламента переговоров, что очень важно для соблюдения безопасности движения.

 

Наталья Михайловна задает своим воспитанникам и тяжелые задачки – например, как действовать, если на подходе состава к станции на переезде застрял трактор или вдруг произошел обрыв контактной сети.

 

Во-вторых, приятно удивило количество и качество учебных пособий, которыми наполнены кабинеты. Многие из них сделаны давно, но работают как часы. И еще там установлено совершенно реальное оборудование электровоза ВЛ10У – например, быстродействующий выключатель, тормозной переключатель, реверсор и многое другое. Работает токоприемник, который поднимается при помощи пневматики, запускаемой специальным генератором.

 

Глядя, как организован учебный процесс, мне, признаюсь, самому захотелось протестировать себя на тренажере. Обращаюсь за помощью к четверокурснику Дмитрию Бирюкову. Сажусь в кресло, и поехали!

 

На экране монитора перед глазами поплыли знакомые картины пути – в Кузнецк из Пензы и обратно по работе езжу с завидной регулярностью. Первые ощущения как в компьютерной игре-симуляторе, поэтому волнения нет. Но отличия есть: размеры приборов реальные, как в настоящей кабине.

А не прибавить ли газу, проносится мысль, и с разрешения Дмитрия я левой рукой набираю позиции на контроллере. Электронное табло скоростемера начинает менять показания. От заданной скорости 60 км/час оно стало 65 и продолжает плавно повышаться. Справа от меня расположена система тормозов, так что ничего страшного, успею... Или нет?

 

Скорость растет. Если будет больше 80 км/час, то включится автоматическое торможение. И тут стараниями моего гида в мир техники загорается красный свет светофора.

ЧП впереди?

 

– Заданная масса вашего поезда полторы тысячи тонн, то есть, «порожняк» из 70 вагонов, - говорит Дмитрий. – Что делать будете?

 

– Тормозить надо, – не мудрствуя лукаво, отвечаю я. – И нажимаю внизу справа ручку с красной кнопкой – это электропневматический клапан, именуемый также кнопкой бдительности машиниста. Сработало – скорость начала падать.

 

Как мне показалось, удачно проехал. Но на самом деле все оказалось далеко не так – об этом я узнал, когда получил на руки бумажную распечатку своего маршрута – ошибка на ошибке! Если бы ехал в реальности, с работой машиниста бы распрощался! Нет, уж лучше буду заниматься своим делом – журналистикой.

 

Знания – сила!

– Студенты сегодняшнего дня стали другими, - говорит преподаватель Владимир Мазурок. – Они живут в постинформационном мире. Но вместе с тем многие из наших учеников сохранили в себе любознательность, этакий здоровый фанатизм, без которого не быть профессионалами с большой буквы. Такими, какими стали лучшие выпускники нашего отделения ПТЖТ. Это начальник Куйбышевской дирекции тяги Владислав Рязанов и начальник такой же службы Калининградской дороги Андрей Московцев, начальники эксплуатационных локомотивных депо в Сызрани – Валерий Никитин, в Ульяновске – Иван Бирюков, в Пензе – Александр Кабацков и многие другие.

– У нас в техникуме нормальная ситуация с подготовкой кадров, - убеждена преподаватель Наталья Мальцева. – Современная молодежь в основе своей понимает, что знания – это реальная сила. Более 80 процентов наших выпускников успешно работают по специальности, каждый третий продолжает обучение в высших учебных заведениях и покоряет профессиональные вершины на железнодорожном транспорте.

 

Наша справка

Пензенский техникум железнодорожного транспорта – филиал СамГУПС – один из старейших в стране, ему более 130 лет. В 2007 и 2008 годах ПТЖТ вошел в состав 100 лучших ССУЗов России и был награжден золотой медалью в номинации «Европейское качество».

Специальность «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (локомотивы)» преподают высококвалифицированные инженеры-преподаватели Владимир Мазурок, Наталья Мальцева, Михаил Зинин и Надежда Тельянова. Действующее оборудование позволяет студентам приобретать практические навыки по управлению локомотивами. Налажены тесные связи с предприятиями Дирекции по ремонту подвижного состава и эксплуатационным локомотивным депо Пенза.

Ежегодно студенты выполняют реальные дипломные проекты по заказу ОАО «РЖД». За последние три года будущие пензенские машинисты удостаивались именных стипендий президента ОАО «РЖД» и губернатора Пензенской области, благодарностей министра транспорта РФ.

Валерий Еркин, фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30