19 апреля 2021 03:50

19 апреля 2021 03:50

Евгений Силантьев: С прицелом на прибыль

Работа пригородного пассажирского комплекса зависит от возможностей регионов.
Копейка рубль бережет. Пословица отражает двусторонний интерес к сфере пригородных железнодорожных перевозок. С одной стороны, бюджеты субъектов РФ не могут 100-процентно компенсировать выпадающие доходы, возникающие из-за государственного регулирования тарифов. С другой, – перед созданными в прошлом году пригородными компаниями поставлена задача сделать этот вид перевозок рентабельным.

Работа пригородного пассажирского комплекса зависит от возможностей регионов

 

Копейка рубль бережет. Пословица отражает двусторонний интерес к сфере пригородных железнодорожных перевозок. С одной стороны, бюджеты субъектов РФ не могут 100-процентно компенсировать выпадающие доходы, возникающие из-за государственного регулирования тарифов. С другой, – перед созданными в прошлом году пригородными компаниями поставлена задача сделать этот вид перевозок рентабельным.

Сейчас диалог с регионами как полноценная бизнес-структура ведет ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания» (ОАО «СППК»), которая будет осуществлять пригородные пассажирские перевозки на территории Самарской, Ульяновской, Пензенской областей и Республики Мордовия. О достигнутых договоренностях и дальнейших планах развития компании мы побеседовали с генеральным директором ОАО «СППК» Евгением Силантьевым.

 

- В конце декабря для ОАО «СППК» завершился первый этап становления – работа по агентскому договору с ОАО «РЖД». Евгений Вячеславович, насколько успешным был этот период?

 

– Можно сказать, что первый этап был для компании крайне напряженным, поскольку небольшим управленческим аппаратом предстояло решить сразу несколько задач.

 

Во-первых, укрепить кадровый потенциал за счет перевода сотрудников из состава структурных подразделений Куйбышевской железной дороги в новую компанию. Во-вторых, велась активная подготовка документов, необходимых для получения лицензии на перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.

 

Принимая во внимание положение бизнес-плана, одобренного ОАО «РЖД» и правительством Самарской области, плавный переход в статус перевозчика должен был произойти только в 2011 году. Однако выполняя поручение Совета директоров ОАО «СППК», компания ускорила процесс подготовки документов, и уже 24 декабря 2010 года получила лицензию.

 

Стоит отметить, что решить поставленные задачи точно и в срок удалось благодаря личному вниманию со стороны начальника Куйбышевской железной дороги С.А. Кобзева и содей- ствию всех структурных подразделений магистрали.

 

Параллельно с решением кадровых и юридических вопросов начался новый этап в борьбе с безбилетниками. Для этих целей предстояло не только усилить группу технологического контроля, но и взять на вооружение опыт других компаний. Как результат – на территории Самарского региона среди пассажиров практически нет безбилетников.

 

- Получается, что безбилетный проезд удалось искоренить как явление?

 

– В данном случае надо учитывать, что понимается под термином «безбилетники» – это люди, которые заходят в вагон и вообще не имеют билета. Таких пассажиров сейчас минимальное количество, а вот желающих, оплатив одну зону, проехать по всему маршруту, – остается огромное количество. К сожалению, в общественном сознании проехать «зайцем» по-прежнему не считается чем-то предосудительным.

 

Работа по предотвращению безбилетного проезда приобрела систематический характер. К примеру, мы опробовали так называемый «трамвайный» метод, когда на один вагон приходится один разъездной билетный кассир. Кроме того, мы расставляли на безбилетников «ловушки», подавая одновременно по два электропоезда на пригородные платформы, чтобы не допустить передислокации безбилетных пассажиров с платформы на платформу и закрыть для них привычные «заячьи» маршруты.

И все же мы пытаемся убедить граждан оплачивать проезд. Пассажир должен понимать, оплаченный проезд – это возможность обновлять инфраструктуру пригородного комплекса: приобретать современные электропоезда и развивать дополнительные услуги.

 

- Насколько региональные власти заинтересованы в эффективном развитии самого социально-ориентированного сегмента железнодорожных перевозок?

 

– Возвращаясь к бизнес-плану, напомню, что в качестве ключевой задачи ОАО «СППК» предстояло оформить отношения со всеми регионами в зоне ответственности компании.

 

На сегодняшний день подписаны соглашения со всеми регионами и оформлены договорные отношения на компенсацию выпадающих доходов от пригородных пассажирских перевозок.

 

При этом, в местных бюджетах недостаточно средств на компенсацию. Так, Самарская область, на которую приходится 40 процентов перевозок, заложила в своем бюджете 189 млн рублей. В Ульяновской области заложено порядка 17 млн рублей вместо требуемых 290 млн рублей, из 296 требуемых млн рублей только 21 млн рублей заложила Пензенская область. Аналогичная ситуация складывается и с другими субъектами РФ, которые находятся в зоне обслуживания ОАО «СППК».

 

- Но ведь уже в течение последних двух лет говорилось о том, что в 2011 году ОАО «РЖД» полностью прекратит перекрестное субсидирование убытков от пригородных перевозок за счет грузовых. Получается, что регионы к такому развитию событий оказались не готовы?

 

– К сожалению, это так. Субъекты РФ рассчитывают на федеральный бюджет, в котором предусмотрена такая статья расходов. Однако решение об объеме выделения средств из федерального бюджета пока еще не принято.

 

Сейчас мы проводим мониторинг сложившейся ситуации, четко контролируя затраты на перевозки. Пока будем работать с теми объемами средств, которые предусмотрел регион, но как только лимит будет исчерпан, разошлем соответствующие уведомления и начнем корректировать свою деятельность.

 

- Какие меры планируется предпринять, если оправдаются самые пессимистичные прогнозы и регионы не смогут найти необходимые средства в полном объеме?

 

– Пока получается, что потребности субъектов РФ в пригородных пассажирских перевозках расходятся с возможностью их оплачивать. В этой связи во все договоры была включена статья, по которой в случае отсутствия полного возмещения выпадающих доходов ОАО «СППК» оставляет за собой право уменьшать количество поездов, вагонов и маршрутов.

 

Со своей стороны мы предлагали регионам оптимизировать заказ, но в большинстве случаев уменьшать уже нет никакой возможности. Кроме того, оптимизация повлечет за собой снижение интереса у населения к пригородным железнодорожным перевозкам. В результате мы получим падение по всем параметрам. Да и альтернативные перевозчики вряд ли смогут получить от такой ситуации выгоду, поскольку увеличение количества автотранспорта неминуемо приведет к блокаде въездов в города.

 

- Сможет ли повышение тарифов помочь решить проблему финансового дефицита на пригород в региональных бюджетах?

 

– Нет, поскольку доходная часть все равно останется невысокой. Тем не менее, повышения тарифа все равно не избежать. В конце января пройдет заседание правительства Самарской области, на котором будет подниматься этот вопрос.

 

Предстоящее увеличение можно считать уникальным, поскольку впервые тариф будет дифференцированным. По сути, область повысит тариф, понизив его. Этот нюанс стоит пояснить. Наибольшее повышение произойдет для первой зоны, стоимость которой предлагается установить в размере 15 рублей. Но к концу поездки, например, к Сызрани или Похвистнево, стоимость билета будет резко падать – примерно на 30 – 40 рублей.

 

Для пассажиров будет выгоднее покупать полный билет, исчезнут разночтения между зонами – цена станет фиксированной. Кроме того, мы лишаем своих сотрудников соблазна «покрутить» деньгами, и пресекаем возможность пассажиру обмануть кассира.

 

- Какие еще нововведения ожидают пассажиров в этом году?

 

– Мы планируем развивать дополнительные виды услуг, в частности, туристический сегмент. Будет не только сохранен ставший уже т altрадиционным поезд «Снежинка», но и организована инфраструктура вокруг его стоянки. Сделать это планируется за счет привлечения инвесторов. Это позволит не только обеспечить пассажиров горячим питанием, но организовать прокат спортивного инвентаря, например, лыж.

 

Что касается подвижного состава, то сейчас средний возраст электропоездов не превышает трех лет. Ремонтную же базу нам обеспечивают моторвагонные депо магистрали. При этом сейчас во всех этих депо заработала служба главного ревизора ОАО «СППК», в которую входит специальный аппарат приемщиков. В результате, каждый вагон, выпускаемый на линию Самарского региона, проходит жесткий контроль.

 

Мы хотим быть ближе к пассажиру. И все же сейчас для нас первоочередная задача – грамотно увязать потребности населения в пригородном пассажирском транспорте с возможностями региональных бюджетов.

Юлия Ежова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30