19 апреля 2021 22:44

19 апреля 2021 22:44

Были такие Женщины!

Куйбышевская железная дорога знает немало примеров героического и самоотверженного труда женщин-железнодорожниц. В том числе и в годы Великой Отечественной войны. Накануне Международного женского дня мы отдаем им дань памяти и уважения.
По «Дороге жизни» на дорогу железную
Любе Комлевой было 13 лет, когда началась война. Семья жила на окраине Петергофа, центр которого был захвачен немцами.
Жили в подвалах, погребах под обстрелами вражеских снарядов.

Куйбышевская железная дорога знает немало примеров героического и самоотверженного труда женщин-железнодорожниц. В том числе и в годы Великой Отечественной войны. Накануне Международного женского дня мы отдаем им дань памяти и уважения

По «Дороге жизни» на дорогу железную

Любе Комлевой было 13 лет, когда началась война. Семья жила на окраине Петергофа, центр которого был захвачен немцами.

 

Жили в подвалах, погребах под обстрелами вражеских снарядов. Недалеко от них находился город Ораниенбаум (по берегу около 60 км, вглубь около 20 км) был «пятачком», который не сдали врагу.

 

Здесь насмерть  стояли защитники Ленинграда и Кронштадта. Тут защищал нашу землю и экипаж крейсера «Аврора». Вот сюда Люба ходила за скудным пайком для семьи. Было страшно, но еда была нужна. Любе часто приходилось помогать бойцам перевязывать раненых.

 

После ледостава на Финском заливе жителей и раненных бойцов перевезли в Ленинград, а потом по «Дороге жизни» на Большую землю. Так Люба оказалась в городе  Куйбышеве, где 43 года проработала проводницей в резерве проводников станции Куйбышев.

За хорошие показатели в работе Любовь Николаевна Комлева награждена орденом «Знак Почета»,  получила звание «Почетный железнодорожник», имеет знак «Житель блокадного Ленинграда».

 

Практика патриотизма

altКогда началась Великая Отечественная война, Елена Коробова, студентка Ленинградского железнодорожного института, проходила практику на Куйбышевской железной дороге, работала электромехаником на телефонной станции.

 

С началом войны пришла телеграмма немедленно вернуться в Ленинград. В городе уже был военный режим, ночью по улице можно было ходить только с разрешающими документами.

 

Институт был эвакуирован в Алма-Ату. Остались несколько человек из канцелярии и педагогов, которые руководили составлением дипломов и участвовали в экзаменационной комиссии.

 

Диплом Елены был уже готов, поэтому она больше других дежурила на зданиях в ожидании «зажигалок», домой не ходила, жила в институте.

 

Защитив диплом, на радостях Лена сдала кровь раненному товарищу и сама оказалась в больнице.

 

...Из института все разъехались. Елена вернулась в Куйбышев, опять стала работать в дистанции связи, на обслуживании аппаратуры дальней связи.

 

Елена Константиновна Коробова отработала на Куйбышевской железной дороге с 1941 по 1975 годы.

 

Пример самоотверженности

По призыву Зинаиды Троицкой (депо Москва-Сортировочная) в 1938 году на паровоз в депо Куйбышев пришла работать бывшая выпускница Куйбышевского техникума железнодорожного транспорта Клавдия Михайловна Акимова-Чумакова.

 

До этого она успела пройти  в депо путь от слесаря пятого разряда до мастера. Проработав помощником машиниста, быстро получила право управления паровозом.

 

Клавдия Михайловна стала подбирать себе бригаду из женщин депо. В помощники она выбрала Капитолину Тебякину, которая после окончания        профтехучилища при техникуме работала в депо техником-нормировщиком.

 

В кочегары было несколько кандидатур. Выбор пал на дефектоскописта Шуру Федотову. Эту бригаду пришлось подучить по особой программе, и они быстро освоили теорию.

 

Им выделили практически бесхозный паровоз Б-44, который они быстро привели в порядок и стали водить пригородные пассажирские поезда.

 

Впоследствии этот паровоз стал таким ухоженным и красивым, что на станциях к нему подходило много людей полюбоваться  этим красавцем и посмотреть на смелых женщин, обслуживающих его.

 

Через некоторое время, по примеру этих женщин, руководство депо организовало женскую группу из 25 человек и подготовило их для работы на паровозе.

 

В их число были включены жены машинистов  М.К. Голубева, Е.С. Турушина, К.Н. Смирнова.  Преподаватели с восторгом отзывались об этой группе, как о самой высокоорганизованной и работоспособной из тех, которые им приходилось готовить.

 

Эти женщины проработали на паровозах всю Великую Отечественную войну, а некоторые и после ее окончания. 

 

 

Юрий Менчик
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30