16 апреля 2021 18:11

16 апреля 2021 18:11

Время живет памятью, а память живет в сердце

Общий трудовой стаж семьи Капитоновых на предприятиях Куйбышевской железной дороги более трехсот лет
Труд этот ощутим, весом и вполне показателен. Династия Капитоновых начинается как в сказке – с отца, у которого было три сына.
Сам Николай Степанович Капитонов был знатным сапожником, однако обувным делом интересовался только средний сын Ефим.
Старший Александр с будущей профессией определился сразу. Железная дорога – работа для настоящих мужчин, тяжелая, но почетная.

Общий трудовой стаж семьи Капитоновых на предприятиях Куйбышевской железной дороги более трехсот лет

Труд этот ощутим, весом и вполне показателен. Династия Капитоновых  начинается как в сказке – с отца, у которого было три сына.

 

Сам Николай Степанович Капитонов был знатным сапожником, однако обувным делом интересовался только средний сын Ефим.

Старший Александр с будущей профессией определился сразу. Железная дорога – работа для настоящих мужчин, тяжелая, но почетная.

 

Начало XX века ознаменовалось целой серией громких открытий в самых разных областях науки и техники. В связи с этим и железнодорожная отрасль получила новый виток развития. Александра взяли в вагонное депо Кинель нормировщиком. Самый младший из сыновей сапожных дел мастера  Михаил тоже пошел по стопам Александра. Так в вагонном депо Кинель стали работать братья Капитоновы.

 

В рамках социалистических соревнований и скорейшего становления государственного строя, железнодорожников часто посылали на работы в колхозы Куйбышевской области. Там, собирая овощные культуры в колхозе «Кутулукский», Михаил Капитонов познакомился с Валентиной Дмитриевой, своей будущей супругой.

 

А Кинель строился и рос, развивалась железная дорога. А потом наступил 1941 год, 22 июня.

 

Михаил с женой служили в военно-эксплуатационном отделении службы движения. Эшелоны, следующие в направлении фронта, требовали бесперебойного движения на линии.

 

Для супругов Капитоновых война закончилась в Чехословакии в городе Брно, Михаил был в звании капитана, Валентина – старший лейтенант службы движения. И только в конце Победного, 1945 года, возвратились они в Кинель, в это время их первенец Гена, уже ходил в первый класс.

 

Капитоновы вернулись в депо. Он работал мастером автоконтрольного пункта по автотормозам грузового вагонного парка, она – в бухгалтерии. Стаж работы на предприятии Михаила Николаевича 39 лет. Валентины Дмитриевны – 23. Итого на двоих, без учета военных лет, – 62 года.

 

В 1956 году после службы в армии художником-оформителем в вагонное депо Кинель пришел Геннадий Капитонов, старший сын Михаила Николаевича. Раньше на железной дороге художник выполнял работу, которую сегодня делает компьютер. Геннадий чертил технические карты, таблицы, делал стенгазеты, плакаты, оформлял доски почета.

 

В 1969 году сразу после окончания средней школы в вагонное депо осмотрщиком-ремонтником грузовых вагонов пришел работать Владимир Капитонов-младший. В армию уходил из депо, через три года в депо же и вернулся, но уже не один, а с супругой Антониной. Владимир Капитонов проработал 29 лет, его жена, в разное время занимала различные посты, отдав дороге 26 лет, трудится и в настоящее время. Возглавляет Совет ветеранов эксплуатационного вагонного депо.

 

С 2003 года на заслуженном отдыхе находится и Геннадий Михайлович. Талантливые руки и творческий ум мастера, угадываются и в быту. Квартира бывшего оформителя напоминает музей искусства и живописи. Стены украшают картины, выполненные маслом, на полках красуются макеты кораблей.

 

В вагонном депо Геннадий Капитонов проработал 47 лет, уходя на пенсию, он написал такие строки: «А я последний день тружусь, согласно трудовым законам. Как на Рейхстаге распишусь, прощай депо! И подпись – Капитонов». И ведь расписался! Свое самое главное дело творческой жизни и художественной деятельности он оставил на территории вагонного, теперь уже ремонтного депо Кинель – памятник погибшим на войне. Сам придумал и нарисовал эскиз и принимал активного участие в воплощении памятника «в жизнь».

 

Для многих фронтовиков Кинеля и Кинельского района, возведение памятника на территории вагонного депо Кинель стало знаменательным событием.

Во второй половине двадцатого столетия наградные знаки отличия участников Великой Отечественной войны практически утратили свою актуальность. Ведь первые двадцать послевоенных лет День Победы не отмечали вовсе, не говоря уже о парадах, цветах, салютах. Орденами отцов и дедов дети играли в песочнице. В 1965 году, в год возобновления торжественных мероприятий в стране, писатель Сергей Смирнов, автор книги «Брестская крепость», обратился к ветеранам в статье  «Фронтовики, наденьте ордена!»

– И бывшие солдаты воспряли духом, - вспоминает Геннадий Михайлович. – Памятники и обелиски стали возводить по всей стране.

Партийным организатором вагонного депо Кинель  в то время был В. Ф. Афанасьев. Именно он дал задание на оформление памятника, торжественное открытие которого состоялось 9 мая 1975 года. В тридцатую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Помню, приезжал корреспондент Куйбышевского радио Виктор Бухаев, говорил, что такого обелиска нет во всей области!

Супруга Геннадия Михайловича – личность не менее одаренная и талантливая. Светлана Николаевна – медицинский работник. 50 лет проработала она в Центральной больнице Кинельского района. На вопрос, как ей живется с железнодорожником, полушутя отвечает: «С железнодорожником жить можно, а вот с художником»...

 

В настоящее время на предприятиях Кинельского железнодорожного узла работают дети, внуки и правнуки первых Капитоновых, основателей трудовой династии.

 

Андрей Владимирович Капитонов в эксплуатационное вагонное депо устроился в 1998 году, сразу после окончания  СамИИТ. Сейчас он мастер в первой смене.

 

– Вагонное депо Кинель было шефом школы № 46, в которой я учился, - рассказывает мастер. – И с 9-го класса мы ходили на предприятие помогать старшим товарищам. Ремонтировали главные и магистральные части воздухораспределителей, раскомплектовывали и ремонтировали соединительные рукава. Уже тогда я сделал свой выбор. Понял, что буду работать на железной дороге. Была мысль не подвести родных, но в целом был в себе уверен.

 

Не сомневается в своих силах и Алексей Капитонов, брат Андрея Владимировича, который уже четыре года трудится в Самарской дистанции электроснабжения, в цехе района контактной сети станции Кинель монтажником контактной сети. 

 

В эксплуатационном вагонном депо в должности инженера по организации и нормированию труда работает Галина Саморукова, дочь Геннадия Михайловича.

 

– Я вообще никогда не мечтала работать на железной дороге, - категорично заявляет она. – После школы окончила техникум легкой промышленности. Но жизнь сама все расставила по своим местам.

 

19 лет проработала Галина в дистанции гражданских сооружений. Имеет высшее экономическое образование, и уже четыре года работает в эксплуатационном депо по профессии.

 

– На железной дороге, пожалуй, всегда были и есть самые высокие заработки в Кинеле, - рассуждает экономист. – Помогает и то, что на предприятии с тобой трудится родной человек. Это не только повышает работоспособность, но и укрепляет родственные связи.

Большой семье сложно собраться вместе в одном месте. Это должен быть большой праздник – юбилей или день рождения. Раньше, когда я не работала в депо, мы не так дружно с Андреем общались, несмотря на то, что родные. У каждого своя жизнь, свои заботы. А сейчас у нас совершенно другие отношения. Потому что помимо одних профессиональных интересов, это еще поддержка и опора. Ты спиной чувствуешь надежный тыл. И от этого я еще больше люблю свою работу!

 

Помню, когда я была маленькая, то часто приходила на работу к отцу. Раньше железная дорога часто организовывала выездные мероприятия для детей работников. Мы ездили в цирк, в театры. А какие новогодние елки проводили в депо! Но больше всего мне нравилась Доска почета, на которой в центре висели фотографии моих дедушки и бабушки! И аж дух захватывало от гордости за своих родных. С годами это чувство становится только крепче!

 

Елена Васина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30