11 апреля 2021 04:38

11 апреля 2021 04:38

Сердце паровозника

Константин Даниленко, Герой Социалистического Труда трижды был удостоен знака «Почетному железнодорожнику»
Мы продолжаем публикации о замечательных людях, связавших свою судьбу с нашей дорогой. Сегодня речь пойдет о легендарной личности, бывшем начальнике Ульяновского отделения дороги Константине Ивановиче Даниленко.
За свои неполные 48 лет он был удостоен звания Героя Социалистического Труда, трижды – знака «Почетному железнодорожнику», награжден боевыми и трудовыми орденами и медалями.

Константин Даниленко, Герой Социалистического Труда трижды был удостоен знака «Почетному железнодорожнику»

Мы продолжаем публикации о замечательных людях, связавших свою судьбу с нашей дорогой. Сегодня речь пойдет о легендарной личности, бывшем начальнике Ульяновского отделения дороги Константине Ивановиче Даниленко.

 

За свои неполные 48 лет он был удостоен звания Героя Социалистического Труда, трижды – знака «Почетному железнодорожнику»,  награжден боевыми и трудовыми орденами и медалями.

 

Трудовая биография Константина Даниленко начиналась с Харьковского паровозоремонтного завода «Октябрь», куда он пошел работать сразу же после окончания семилетки, по стопам отца. Сначала слесарем, кочегаром, затем помощником машиниста и, наконец, в 1930 году встал за правое крыло паровоза.

 

Но через два года Костя был призван в Красную Армию. Здоровяка-парня, ростом под два метра, зачислили в объединенную военную школу им. ВЦИК. Окончил ее он в конце 1934 года. И можно не сомневаться, что из него получился бы храбрый, высококвалифицированный командир Красной Армии. Однако он возвращается  на прежнюю работу – машинистом в депо завода «Октябрь».

 

Первая награда

Свою первую трудовую награду – орден «Знак Почета» и первый  значок «Почетному железнодорожнику» он получил в 26 лет за перевыполнение плана перевозок, перевыполнение пробегов между обточками и промывками.

 

В 1937 году под каток репрессий попали тысячи железнодорожников. На их место выдвигались передовые рабочие. Многие из них выросли в действительно крупных руководителей, в том числе и машинист-орденоносец Костя Даниленко.

 

16 августа 1937 года он становится начальником депо. За плечами всего 27 лет. Через считанные месяцы депо стало одним из лучших. В начале 1939 года Константина Ивановича назначили заместителем начальника Южной дороги, и в этой должности он часто садился за правое крыло и учил мастерству молодых паровозников.

 

В том же году за обеспечение повышенного объема воинских перевозок  ему вручили орден Трудового Красного Знамени.

 

На военном положении

В первый же день войны у начальника Южной дороги  С.В. Кутафина собрались его заместители и руководители служб. Обсуждался один вопрос: о переходе на военное положение.

 

Самая главная задача – беспрепятственный и быстрый пропуск составов для фронта. На счету был буквально каждый паровоз, и Даниленко вплотную занимался увеличением межремонтного срока работы паровозов и сокращением времени деповского ремонта.

Началась масштабная эвакуация предприятий и населения.

 

Родной Харьков Даниленко, курирующий эвакуацию паровозного и вагонного хозяйств, покидал, когда в городе уже были немцы.

Он сам встал за реверс паровоза и повел последний состав на Купянск.

 

После эвакуации Южной дороги Константин Иванович работает уполномоченным НКПС по продвижению поездов на прифронтовых дорогах.

 

25 марта 1942 года Государственный Комитет Обороны вынес специальное постановление «Об НКПС». Во главе НКПС был постановлен заместитель Наркома Обороны, начальник тыла Красной армии генерал-лейтенант  А.В. Хрулев. Одним из первых заместителей стал В.А. Гарнык, возглавляющий Центральное управление паровозного хозяйства. На железных дорогах страны стояло без паровозов более трех тысяч поездов. Было принято решение о создании колонн паровозов особого резерва НКПС. И Константин Даниленко назначается начальником колонны паровозов особого резерва  № 10.

 

Тридцать паровозов колонны № 10 в короткий  срок  были переоборудованы для работы на прифронтовых участках: боковые стенки и крыша будки машиниста обшиты броней, наращены борта тендера и усилены его тележки.

 

Каждый паровоз обслуживала команда, состоящая из двух бригад, в том числе старшего и сменного машинистов, их помощников, кочегаров, двух кондукторов, поездных вагонных мастеров и проводников турного вагона. Эта команда именовалась взводом. Пять паровозов составляли роту, которую возглавлял машинист-инструктор.

 

Таким образом, под командованием Даниленко находился личный состав из шести рот, а также специалисты приписанной к штату колонны мобильной технической базы: вагонов с электростанцией, мастерскими с токарными и сверлильными станками, кухней-столовой, баней-прачечной. Все они были переведены на положение бойцов Красной Армии.

 

Боевое крещение

По-настоящему боевое крещение ОРКП-10 получила во время  Сталинградской битвы.

 

Под беспощадными бомбежками немецкой авиации паровозная колонна №10 начала массовую переброску войск и боеприпасов к Сталинграду.

 

Немецким бомбардировкам  можно было противопоставить лишь профессионализм и высокое мужество паровозных бригад.

Под бомбами и снарядами, мимо стертых с лица земли станций, мимо изуродованных локомотивов и вагонов, сваленных под откос, при полной светомаскировке по перегонам с незнакомым профилем паровозные бригады ОРКП-10 доставляли защитникам города на Волге пополнение, боевую технику, горючее, боеприпасы, продовольствие.

 

Не все возвращались из огненных рейсов живыми и невредимыми. Получил осколочное ранение и начальник колонны Даниленко. От госпиталя он наотрез отказался.

 

Обстановка на фронте требовала увеличение числа колонн. И 11 сентября 1942 года в приказе 32/Ц  было предусмотрено создание 20 новых паровозных колонн. В НКПС создается отдел колонн паровозов особого резерва. Этим же приказом начальником отдела, по представлению В.А. Гарныка, назначен Константин Даниленко.

 

Даниленко не сидел в Москве, постоянно выезжал на самые трудные участки. Он хорошо знал многих работников паровозных колонн, и в январе 1943 года лично ходатайствовал перед Хрулевым о награждении 260 наиболее отличившихся значком «Почетному железнодорожнику». Приказ был подписан.

После освобождения Харькова Даниленко снова назначен заместителем начальника Южной дороги. За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта Указом Верховного Совета СССР от 5.11.43 г. Константину Ивановичу Даниленко присваивается звание Героя Социалистического Труда.

 

Начальник Южной дороги

В начале марта 1944 г. генерал-директор тяги III ранга К.И. Даниленко приказом Наркома путей сообщения Л.М. Кагановича был назначен начальником Южной дороги.

 

Под его руководством магистраль постепенно возрождается  из руин и пепла.

 

Всемерно поддерживая новаторство и инициативу рядовых работников, Константин Иванович смог достичь резкого улучшения работы дороги по всем направлениям.

 

Под его руководством Южная дорога четыре раза получает Переходящее знамя Государственного Комитета Обороны и трижды – переходящее Красное знамя НКПС,  а самого Даниленко за выполнение специальных заданий по перевозкам награждают орденом Отечественной войны II степени.

В марте 1945 года Константин Иванович назначен уполномоченным НКПС по обеспечению перевозок фронтам (при этом он остается начальником Южной дороги). Лично контролирует доставку железной дорогой всего необходимого для наступательных операций, в том числе и Берлинской.

\

Под Бреслау был контужен, и опять, как и после ранения под Сталинградом, «отлеживаться» в госпитале не согласился. День Победы встретил в Берлине. Однако вернуться домой он получил возможность только через пару месяцев после того, как наладил четкую работу по отправке на Родину эшелонов с воинами-победителями.

\

В ноябре 1945 года Даниленко назначают первым заместителем начальника Донецкого округа железных дорог. Затем – заместителем начальника Северо-Донецкой  и Одесско-Кишиневской дорог. В феврале 1956 года он – начальник Ульяновского отделения дороги, а 24 июня 1957 г. его жизнь оборвалась от остановки сердца. Это произошло на путях  станции  Ульяновск.

 

Хоронили Даниленко в Харькове. Проводить его в последний путь пришли не только железнодорожники, но и многие жители города. Из Ульяновска сообщили, что при вскрытии было обнаружено полностью изработанное сердце. Это сердце, отданное людям.

 

В заключение...

Домой, к жене и двум сыновьям, с работы Константин Иванович возвращался затемно, при этом о выходных и отпуске не могло быть и речи.

 

В личном деле Даниленко хранится любопытная докладная записка.

 

«Начальнику Донецкого округа железных дорог П.Ф.Кривоносу. С 1938 года по разным причинам мне не представлялось возможным быть в тарифном отпуске. В 1947-м и 1948 годах также в отпуске не был. В связи с тем, что чувствую себя сильно переутомленным, прошу Вашего разрешения использовать причитающийся мне тарифный отпуск    за 1947 и 1948 г. Зам. ОК Даниленко 11.11.48 г.».

Константин Иванович словно оправдывался, что за десять лет наконец-то решил отдохнуть. Недавно в разговоре со мной ветеран Ульяновского локомотивного депо, бывший машинист, а сейчас заведующий музеем Леонид Иванович Максимов вспомнил один эпизод из своей жизни, связанный с начальником Ульяновского отделения Даниленко.

 

- Авторитет у него был громадный. Ну, во-первых, бывший начальник дороги, да и не одной, Герой Социалистического Труда, трижды Почетный железнодорожник. К тому же паровозник, - говорит ветеран. – И вот однажды, проходя мимо моего паровоза, Даниленко быстро поднялся в будку машиниста. Поздоровался с нами за руку. Взял лопату и показал, как надо бросать уголь в топку...

 

Юрий Менчик,

директор Музея истории Куйбышевской железной дороги

 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30