16 апреля 2021 04:44

16 апреля 2021 04:44

Сергей Башмаков: От сохранности до безопасности

Обеспечение сохранности вагонного парка – залог безопасности движения поездов
О том, как складывается ситуация с обеспечением сохранности вагонного парка на нашей магистрали, рассказывает старший инспектор Инспекции по сохранности вагонного парка ОАО «РЖД» на Куйбышевской железной дороге Сергей Башмаков.
- Сергей Михайлович, расскажите, как в целом построена работа в ОАО «РЖД» по обеспечению сохранности вагонного парка?

Обеспечение сохранности вагонного парка – залог безопасности движения поездов

О том, как складывается ситуация с обеспечением сохранности вагонного парка на нашей магистрали, рассказывает старший инспектор Инспекции по сохранности вагонного парка ОАО «РЖД» на Куйбышевской железной дороге Сергей Башмаков.

- Сергей Михайлович, расскажите, как в целом построена работа в ОАО «РЖД» по обеспечению сохранности вагонного парка?

 

–  Сегодня в ОАО «РЖД» работе по сохранности вагонного парка придают большое значение. В Департаменте вагонного хозяйства ОАО «РЖД» констатируют, что для создания цельной и работоспособной системы непрерывного контроля за сохранностью вагонов, в которой задействованы многие подразделения железнодорожной отрасли, потребовались десятилетия. Прежде всего, речь идет о действующей системе организации профилактической работы и контроля обеспечения сохранности вагонного парка. В настоящее время для решения этих задач в ОАО «РЖД» есть Инспекция по сохранности вагонного парка. Ее представители – старшие инспекторы – ведут работу на 16 железных дорогах (в службах вагонного хозяйства – дорожные инспекторы по регионам и старшие инспекторы, в вагонных эксплуатационных депо –  старшие осмотрщики по сохранности вагонного парка и осмотрщики вагонов). На станциях эта работа возложена на приемосдатчиков грузов и составителей поездов. Выстроенная таким образом вполне работоспособная структура, позволяет проводить ремонт поврежденных вагонов практически полностью за счет средств виновных.

 

- Какое положение сложилось с сохранностью вагонного парка на Куйбышевской железной дороге?

 

– Положение с сохранностью вагонного парка на Куйбышевской железной дороге остается тревожным. Проводимая работа позволила в 2010 году выявить 357  поврежденных вагонов. Из них повреждено на промышленных предприятиях – 307 вагонов, на железнодорожных предприятиях – 50 вагонов.

 

В январе и феврале 2011 года на дороге выявлено 56 поврежденных вагонов. Из них по вине работников дороги выявлено девять поврежденных вагонов, по вине предприятий промышленности – 47 поврежденных вагонов.

 

Наихудшая ситуация с выявлением поврежденных вагонов сложилась в Пензенском регионе, где за январь и февраль выявлено четыре поврежденных вагона, что на два  вагона меньше, чем за аналогичный период в 2010 году.

 

А наибольшее количество поврежденных вагонов по отношению к 2010 году выявлено в Самарском регионе, где за январь и февраль выявлено 20 поврежденных вагонов, что на девять вагонов больше, чем за этот же период 2010 года.

 

Значительную часть поврежденных вагонов по-прежнему составляют полувагоны, как наиболее часто используемые при перевозках сыпучих грузов. Если обратиться к данным за 2010 год, то из 357 поврежденных вагонов 145 составляют полувагоны.

 

На последнем селекторном совещании, прошедшем в начале марта в Департаменте вагонного хозяйства ОАО «РЖД», были еще раз озвучены основные направления по обеспечению сохранности вагонного парка – минимизация рисков повреждений вагонов, уход от грейферной технологии к разгрузочным комплексам, внедрение новых машин, приспособлений и устройств, исключение случаев хищения и раз- оборудования вагонов.

 

- Что приводит к всплеску повреждений вагонов?

 

alt – Увеличение количества поврежденных вагонов происходит из-за неудовлетворительного содержания путевого хозяйства. В 2010 году на дороге в результате схода с рельсов повреждено 84 вагона. За последние три года количество поврежденных вагонов оставалось примерно на одном уровне. Так, в 2008 году было выявлено 379 поврежденных вагонов, в 2009 году - 330 вагонов, в 2010 году – 357 вагонов. В 2009 году произошло снижение количества поврежденных вагонов ввиду того, что уменьшились объемы погрузки-выгрузки. Допущенные  повреждения вагонов на предприятиях происходят в результате применения неисправных  и не отвечающих  требованиям   ГОСТа и техническим условиям машин,  механизмов и приспособлений, взаимодействующих с вагонами  при  производстве погрузочно-разгрузочных работ, нарушений  технических условий погрузки  по  размещению и креплению  грузов (прежде всего  в  крытых вагонах)  и  Правил производства  погрузочно-разгрузочных работ.

 

- Что делается на дороге для повышения качества и уровня контроля за сохранностью вагонного парка в техническом плане?

 

– В последние годы для повышения качества и уровня контроля за сохранностью подвижного состава на дорогах внедряются современные технические средства, в том числе системы промышленного телевидения и измерители скорости движения вагонов радиолокационного типа «Искра-1». Нововведения потребовали оснащения рабочих мест старших осмотрщиков по сохранности вагонного парка компьютерной и факсимильной техникой.

 

У нас на дороге с 2008 года на сортировочных станциях применяется  радиолокационный измеритель скорости движения «ИСКРА-1», позволяющий оперативно и быстро производить измерение скоростей соударения вагонов.

 

- Какие сложности возникают в правовом отношении, когда повреждается вагон?

 

– Сложности возникают при повреждении вагонов на путях необщего пользования (86% от общего количества), когда отсутствует четкое правовое регулирование взаимоотношений перевозчика и собственника вагонов. С утратой государственных функций у перевозчика нет другого пути воздействия на грузоотправителя, грузополучателя, как укрепление работы пунктов технической передачи вагонов и организации качественной приемки  каждого вагона на инфраструктуру. Это позволило бы выявить все повреждения на вагонах и устранять их за счет виновных. До тех пор, пока на  дороге не будет создана эффективная система допуска приватных вагонов на инфраструктуру после грузовых операций, так и будут отдельные вагоны с повреждениями ставиться в поезда, а устранение повреждений будет  производиться за средства перевозчика, так как поврежденный вагон выявлен на инфраструктуре. При таких подходах виновный в повреждении вагонов имеет возможность уйти от ответственности, и она уже автоматически перекладывается на предприятия ОАО «РЖД». 

 

- Есть еще какие-то факторы, влияющие на пропуск поврежденных вагонов на инфраструктуру?

 

 – Пропуску поврежденных вагонов на инфраструктуру способствует также низкая выявляемость поврежденных вагонов приемосдатчиками и составителями поездов. В их  должностные обязанности входит выявление поврежденных вагонов. В 2010 году 1529 приемосдатчиков выявили всего пять вагонов. Вызвано это, в первую очередь, тем, что на  дороге отсутствует мотивация за выявление поврежденных вагонов. Приемосдатчики и составители поездов  не обучены методам обнаружения  повреждений на вагонах,  их рабочие места не обеспечены  наглядными и справочными данными по характерным неисправностям вагонов, отсутствует контроль со стороны начальников станций за их качественной работой, в результате   чего допускается вывод с железнодорожных путей необщего пользования поврежденных вагонов и продолжается гонка таких вагонов с дороги на дорогу.

Оксана Гнояник
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30