13 апреля 2021 03:38

13 апреля 2021 03:38

Время диктует перемены

Вокзал Пенза-1 готовится к реконструкции.
Его нынешнее здание было сдано в эксплуатацию более трех десятилетий назад. Это поистине выдающийся объект – ведь работа его строителей тогда была удостоена Государственной премии РСФСР.
И сегодня по объемам выполняемой работы вокзал относится к категории внеклассных. Его полезная площадь составляет 12,9 тысячи квадратных метров, расчетная вместимост – две тысячи пассажиров. В летний период отсюда отправляется в среднем за сутки более 40 пар поездов.

Так в скором времени будет выглядеть вокзал Пенза-1Вокзал Пенза-1 готовится к реконструкции

Его нынешнее здание было сдано в эксплуатацию более трех десятилетий назад. Это поистине выдающийся объект – ведь работа его строителей тогда была удостоена Государственной премии РСФСР.

 

И сегодня по объемам выполняемой работы вокзал относится к категории внеклассных. Его  полезная площадь составляет 12,9 тысячи квадратных метров, расчетная вместимост – две тысячи пассажиров. В летний период отсюда отправляется в среднем за сутки более 40 пар поездов. Здесь имеются пять приемоотправочных путей, один высокий перрон, две посадочных платформы, объединенных пешеходными тоннелями.

 

Решением руковод- ства ОАО «РЖД» вокзал вошел в число объектов, которые будут реконструированы. Такое за более чем его столетнюю историю происходило не раз.

 

Что было

 

Вокзал был основан 19 августа 1873 года. В этот день внутри начатого здания прошел торжественный молебен с водосвятием. По его окончании главный инженер строящейся линии Петр Борейша по старинному русскому обычаю пригласил всех присутствующих – духовных и светских лиц откушать хлеба-соли. Рабочим, землекопам и каменщикам также были предложены  закуска и чарка.

Историки считают, что автором проекта пензенского вокзала являлся знаменитый российский архитектор Николай Бихеле, один из создателей памятника Екатерине II в Петербурге. Кстати, Николай Максимилианович служил главным архитектором Моршанско-Сызранской железной дороги.

 

Рост объемов пассажирских перевозок в регионе поставил вопрос о реконструкции вокзала Пенза-1 уже в конце 90-х годов позапрошлого века. Площадь вокзала была увеличена почти вдвое, к зданию была пристроена часовня, посвященная царю-освободителю Александру II. Войти в нее можно было  прямо из вестибюля вокзала, а на наружной стене висел большой парадный портрет императора.

 

Вокзал Пенза-1 сегодняВ 1923 году завершилась еще одна реконструкция – она продолжалась с перерывами более трех лет и, как писала пресса, была признана «одной из самых значительных строительных работ в пензенском масштабе за весь период революции».

 

Тогда надстроили второй этаж,  предназначенный для служебных помещений и телеграфа. Работами руководил инженер, начальник 9-го участка службы пути Мишнев. По окончании ремонта одна из местных газет указывала, что «покрашенное, выбеленное и вычищенное здание нашего вокзала с его огромными залами 3-го и 1-го класса и обширным багажным отделением производит в настоящем своем виде в высшей степени благоприятное впечатление и, безусловно, является лучшим пассажирским зданием на всей дороге».

 

В конце 60-х годов прошлого века было принято решение построить на станции Пенза-1 новый вокзал, сохранивший свой облик до настоящего времени. Его сдали в эксплуатацию в 1974 году.

 

Это здание очень характерно для тогдашнего периода индустриального строительства в СССР – огромные светлые железобетонные конструкции с широкими окнами позволяют посетителю не чув- ствовать себя заточенным в четырех стенах, он видит все, что происходит вокруг. С одной стороны вокзала идут поезда, проходит посадка и высадка пассажиров. С другой – постоянно заполненная людьми Привокзальная площадь, десятки автобусов и маршрутных такси.

 

Вокзал стал украшением города, поистине его визитной карточкой. И не случайно главный инженер Пензенского отделения дороги Г.Н. Конашенок, старший производитель работ В.К. Незнанов и бригадир штукатуров строительно-монтажного поезда № 507 М.Н. Юртаева были удостоены Государственной премии РСФСР за заслуги в области архитектуры.

 

Что будет

 

Время диктует перемены, и сейчас Пенза-1 вновь готовится к масштабной реконструкции.  Ее поддержал президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, который посещал вокзал осенью 2007 года.

 

В ближайшие годы обновятся фасад здания, коммуникации и внутреннее убранство. Упор, без сомнения, будет сделан на комфорт и безопасность для пассажиров. Предполагается, что в зале ожидания заменят кресла, появятся мини-кафе, мини-бутики и значительно больше станет зеленых насаждений. Система кондиционирования будет соответствовать современным требованиям. В перспективе над перронами построят крыши, чтобы защитить пассажиров от дождя. Вокзал получит дополнительные площади на территории, где сегодня расположен грузовой двор станции.

 

В течение нескольких лет Дирекция железнодорожных вокзалов и Куйбышевская РДЖВ выделяют  вокзалу финансовые сред- ства, что уже позволило привести в порядок крышу здания и приступить к ремонту  помещений привокзальной гостиницы, смене в холлах и номерах интерьера. Помимо внешних изменений, вокзал планируется оборудовать современными системами видеонаблюдения, охранной и автоматической пожарной сигнализации.

 

В целом, конкретные работы по подготовке реконструкции вокзального комплекса Пенза-1 уже идут, но конечные сроки их завершения пока не определены. Известно, что Российские железные дороги выделяют на реконструкцию около 440 миллионов рублей и  рассматривают способы финансирования с привлечением частных инвесторов и средств Пензенской области. Возможно, что в рамках взаимодействия и сотрудничества Пензенского региона и компании финансирование будет осуществляться по принципу долевого участия –  сейчас прорабатываются различные варианты этого процесса.

 

По словам заместителя начальника вокзала Пенза-1 Дмитрия Антонова, 2011 год станет временем подготовки проектно-сметной документации, после чего сроки и объемы реконструкции комплекса обретут реальные очертания. Теоретически, на первом этапе работ начнется реконструкция наружных инженерных сетей, на втором – планируется модернизировать подземные переходы, на третьем – собственно ремонт здания вокзала.

 

Плюс отдельной строкой, скорее всего, будет выделена реконструкция ресторана и привокзальной гостиницы, где будут значительно улучшены сервисные возможности каждого номера.

 

Валерий Еркин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30