18 июня 2021 06:28

18 июня 2021 06:28

Новая эра ждет инженера

Спрос на выпускников СамГУПС превышает предложение.
Модернизация на основе инноваций – так выглядят стратегические планы развития страны. Реализовать такую масштабную задачу без непосредст- венных исполнителей – квалифицированных специалистов – невозможно. И ставка в данном случае делается на инженеров.
Во многих производственных сферах престиж инженерных профессий за последние годы снизился. Назревающий кризис особенно очевиден, когда попадаются такие объявления: «Меняю диплом об окончании вуза на шанс трудоустрой- ства».

Спрос на выпускников СамГУПС превышает предложение.

 

Модернизация на основе инноваций – так выглядят стратегические планы развития страны. Реализовать такую масштабную задачу без непосредст-     венных исполнителей – квалифицированных специалистов – невозможно. И ставка в данном случае делается на инженеров.

Во многих производственных сферах престиж инженерных профессий за последние годы снизился. Назревающий кризис особенно очевиден, когда попадаются такие объявления: «Меняю диплом об окончании вуза на шанс трудоустройства».

 

На этом фоне в стране началась активная пропагандистская кампания, направленная на повышение имиджа инженера. Так что же необходимо предпринять, чтобы молодые люди, задумывающиеся о своей дальнейшей профессии, сделали выбор в сторону инженерной специальности? Об этом мы побеседовали с ректором Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) Александром Ковтуновым.

 

- Александр Владимирович, почему молодежь не стремится в высшую техническую школу?

 – Последние несколько лет все учебные заведения высшего образования активно занимаются профессиональной ориентацией молодежи. Технические вузы оказались не совсем готовы к этой ситуации. Тем не менее, сейчас стала ощутима государственная поддержка. С экранов телевизоров руководители страны открыто заявляют о невостребованности юристов и экономистов, а также острой нехватке инженерных кадров.

Такая стратегия уже начала оказывать влияние как на будущих абитуриентов, так и их родителей. В приемную комиссию звонят по поводу сдачи физики в форме ЕГЭ. Однако мы уже ничем не можем помочь, поскольку до 1 марта школьники сами должны были определиться с набором предметов. И дополнительной возможности сдачи ЕГЭ, так называемой вузовской волны, для выпускников текущего года не будет. Таково требование Министерства образования и науки РФ.

 

- Снижение интереса к профессии плюс демографический кризис. Какую работу проводит СамГУПС, чтобы привлечь абитуриентов на инженерные факультеты?

 – На проводимых в университете Днях открытых дверей я часто спрашиваю будущих абитуриентов: по какому принципу вы выбираете себе специальность? Какие перспективы откроет перед вами, например, диплом экономиста, если у вас нет своего банка?

И вы знаете, молодежь прислушивается и, зачастую, меняет свои приоритеты. Конечно, пока конкурс на экономические специальности большой, но это связано, скорее, с тем, что Министерство образования выделяет для них небольшое количество мест. Кроме того, с этого года для экономистов не будет, так называемого, специалитета, поскольку произойдет переход на двухуровневую систему обучения: бакалавриат и магистратура.

Стала очевидна и заинтересованность выпускников, которые учились на платной основе, в работе на железнодорожных предприятиях, находящихся на периферии. Во многом этому помогает имидж ОАО «РЖД», в котором разрабатываются и внедряются различные молодежные программы.

Что касается направлений работы по привлечению абитуриентов, то в СамГУПС мы делаем ставку на профессиональную ориентацию и довузовскую подготовку, которыми мы стараемся охватить потенциальных студентов со всего Приволжского федерального округа.

Профессиональная ориентация предусматривает участие университета в ярмарках учебных мест, выставках «Образование и карьера», выезды на железнодорожные предприятия, проведение Дней открытых дверей и предметных олимпиад. Что касается довузовской подготовки, то для реализации этого направления мы организуем подготовительные курсы, которые помогают успешно сдать экзамены и поступить в наш университет.

 

- Если говорить о конкретных специальностях. Несмотря на то, что бакалавров во многих вузах готовят давно, сейчас их неожиданно стали называть «полуинженерами». Насколько это справедливо?

 – Зачастую такое определение бакалавру подбирают, не вникая в нюансы подготовки данных специалистов. Инженер – специалист узкого профиля, а бакалавр – более широкого, где знаний больше, а специализации конкретной направленности – меньше. Однако образование бакалавры получают в полном объеме.

Если обратиться к прошлому, то можно вспомнить, что практика получения высшего профессионального образования за четыре года не новая. Сегодняшнему бакалавру достаточно проучиться еще один год, чтобы получить диплом инженера.

 

Сразу необходимо отметить, что по всем железнодорожным специальностям в СамГУПС сохранился специалитет по срокам обучения 5 и 6 лет по очной и заочной формам соответственно. Хочется поблагодарить за оказанное в этом вопросе содействие президента ОАО «РЖД» В.И. Якунина.

 

- Пять лет назад в СамГУПС появилась мехатроника. С какими результатами подошел вуз к первому выпуску этих специалистов?

 – Напомню, что данная специальность была открыта за счет средств Евросоюза, который помог не только с закупкой оборудования – линий роботов, но и подготовкой рекомендаций и методических пособий непосредственно для преподавателей.

Можно констатировать: всех выпускников-мехатроников у нас разобрали и железнодорожной отрасли ни одного такого специалиста не досталось. Активно боролись за магистров этого направления Южно-Уральская и Приволжская железные дороги. Однако изначально заявок на ребят с предприятий не было. В дальнейшем мы надеемся изменить ситуацию, а пока, еще до получения дипломов, мехатроники начали работать на предприятиях машиностроения и электроники.

В этом году в рамках уже традиционной процедуры распределения выпускников произошло знаковое событие – в качестве заинтересованной стороны в СамГУПС побывали представители «ЦСКБ-«Прогресс».

Кроме того, ежедневно поступают письма от  руководителей предприятий Самары и других регионов с просьбой предоставить тех или иных специалистов. Распределение еще продолжается, но уже сейчас очевидно – мы не сможем удовлетворить все заявки. В этом году спрос на выпускников СамГУПС превышает предложение.

 

- Мода на инновации. В стране уже действует закон, позволяющий создавать малые предприятия при вузах и научно-исследовательских институтах. Применительно к СамГУПС: он получит свое практическое воплощение?

– В ходе работы по созданию малого инновационного предприятия на базе университета была проведена инвентаризация прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Так, из более чем 1,5 тысячи патентов были отобраны 112, имеющие наибольшую коммерческую привлекательность, а из них – только 14.

На заседании рабочей группы и президиума научно-технического совета университета было высказано предложение о необходимости создания на базе вуза малого инновационного предприятия с внесением в его уставный капитал права на использование результатов интеллектуальной деятельности.

Сейчас все необходимые документы направлены на регистрацию в территориальный орган Федеральной налоговой службы. После проведения еще целого комплекса необходимых юридических процедур на базе СамГУПС заработает ООО «Умное оборудование». Стоит отметить, что размер уставного капитала определен равным сумме денежной оценки РИД и составляет 100 процентов уставного капитала ООО «Умное оборудование».

 

- И все  же,  в   какой    поддержке, на ваш взгляд, сейчас нуждается такая специфическая система высшего образования как транспортная?

 – Как ни банально это прозвучит, но в финансовой, чтобы можно было приобретать новое оборудование и развивать техническую базу.

Для того чтобы выпускники школ, задумывающиеся о своей дальнейшей профессии, сделали выбор в сторону инженерной специальности, необходимо создавать определенные условия. Прежде всего, нужно развивать производство. Это необходимо для того, чтобы выпускники инженерных факультетов были уверены в своем будущем – работе по профилю с достойной зарплатой. Только тогда интерес к инженерным специальностям будет расти.

Нашим выпускникам очень повезло, ведь заказ на большую их часть формируется на железных дорогах. Это очень выгодное партнерство между вузом и транспортными предприятиями. Думаю, преимущества очевидны.

Юлия Ежова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31