13 апреля 2021 19:20

13 апреля 2021 19:20

Ориентир – на безубыточность

ОАО «Башкортостанская ППК» укрепляется на транспортном рынке.
Пригородные железнодорожные перевозки – весомая часть транспортной инфраструктуры любого региона. Они носят ярко выраженный социальный характер.
Однако ситуация с организацией этого вида перевозок складывается неоднозначно. Компании-перевозчики, созданные на всей сети после завершения процесса выведения пассажирских перевозок в пригородном сообщении из состава деятельности ОАО «РЖД», начали политику самостоятельности.

ОАО «Башкортостанская ППК» укрепляется на транспортном рынке.

 

Пригородные железнодорожные перевозки – весомая часть транспортной инфраструктуры любого региона. Они носят ярко выраженный социальный характер.

 

Однако ситуация с организацией этого вида перевозок складывается неоднозначно. Компании-перевозчики, созданные на всей сети после завершения процесса выведения пассажирских перевозок в пригородном сообщении из состава деятельности ОАО «РЖД», начали политику самостоятельности.

ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» изначально была создана как 100-процентная «дочка» ОАО «РЖД». Насколько выгодным становится положение на рынке транспортных услуг, если за «спиной» такая мощная компания как ОАО «РЖД»? Какие дополнительные конкурентные преимущества это дает ОАО «БППК»? Об этом мы побеседовали с генеральным директором ОАО «Башкортостанская пригородная пассажирская компания» Эдуардом Гизитдиновым.

 

 - Эдуард Вагизович, какие положительные и отрицательные стороны определяет для компании статус «дочки» в вопросах ведения бизнеса?

 - Решение о создании ОАО «Башкортостанская ППК» было принято Правлением ОАО «РЖД», как итог одного из этапов структурной реформы железнодорожного транспорта.

 

Субъект, в данном случае Республика Башкортостан, выступает в качестве государственного заказчика, ОАО «Башкортостанская ППК» - в качестве исполнителя услуг. Перед нами была поставлена задача достигнуть максимальной эффективности функционирования пригородного пассажирского комплекса, повысив качество сервиса.

 

Говоря о положительных моментах, стоит отметить, что мы имеем квалифицированных специалистов, нарабатываем опыт. Мы знаем проблемы, связанные с предоставлением услуг, и ищем пути выхода из сложившейся ситуации.

 

- Как проходило становление компании - путь от работы по агентскому договору до получения официальной лицензии перевозчика?

- В 2010 году ОАО «Башкортостанская ППК» осуществляла хозяйственную деятельность как агент ОАО «РЖД» по оформлению проездных документов и сбору денежной выручки на остановочных пунктах и в пути следования пригородных поездов.

 

На агентском этапе деятельности компании ее доходы формировались за счет вознаграждения, выплачиваемого ОАО «РЖД» за проведенную работу для обслуживания пассажиров.

 

В этот период была организована работа по совершенствованию системы учета перевозок пассажиров – организованы выезды в родственные компании, чтобы перенять опыт. После этого началась работа над технико-экономическим обоснованием внедрения системы автоматизированного учета пассажиров на полигоне обслуживания ОАО «БППК».

 

Кроме этого, были разработаны и реализуются мероприятия по оптимизации расходов, гибкому регулированию составности и изменению графика движения пригородных поездов, также по сокращению уровня безбилетного проезда и по формированию гибкой тарифной политики. К примеру, с 15 февраля в Башкортостане введен дифференцированный тариф на проезд в пригородных электропоездах.

 

Напомню, что стоимость проезда в пределах одной зоны не менялась с августа 2008 года и составляла 10 рублей. К тому же нельзя забывать, что многие граждане пользуются  льготами. Это федеральные и региональные льготники, разные категории учащихся. С введением нового тарифа все действующие льготы на проезд в пригородном пассажирском железнодорожном транспорте, в том числе 50-процентная скидка к стоимости проезда студентов и школьников, сохраняются.

 

В декабре 2010 года Управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в адрес компании была выдана лицензия на право перевозок пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.

 

Так, начиная с 1 января этого года, ОАО «Башкортостанская ППК» осуществляет функции самостоятельного перевозчика. Кроме этого, Федеральной службой по тарифам Российской Федерации (ФСТ РФ) принято решение об урегулировании деятельности ОАО «Башкортостанская ППК» как субъекта естественных монополий.

 

На сегодняшний день, ОАО «Башкортостанская ППК» ведет работу по организации перевозок в Ульяновской, Пензенской, Оренбургской, Рязанской и Тамбовской областях, а также в Республиках Татарстан и Мордовия.

 

- Сейчас перед большинством пригородных компаний стоит проблема получения средств из региональных бюджетов для компенсации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифа. Как складывается ситуация для ОАО «БППК»?

- Данную ситуацию для нас можно охарактеризовать следующим образом: как все, так и мы. Это действительно серьезная проблема для большинства компаний – перевозчиков.

 

К примеру, по Республике Башкортостан в соответствии с заявленным объемом средств необходимо 774 млн рублей, а заложено в бюджет только 116 млн рублей. Соответственно на сегодняшний день решается вопрос о выделении дополнительных средств на компенсацию выпадающих доходов.

При этом с Государственным комитетом по транспорту Республики Башкортостан проводится определенная работа по оптимизации объемов движения, по изменению составности пригородных поездов.

 

К примеру, вместо дизельного поезда на участке Карламан-Стерлитамак вводится в эксплуатацию рельсовый автобус РА1, рассчитанный на 74 посадочных места, что соответствует населенности на данной территории. Кроме этого, идет разработка совместных мероприятий с предприятием «Башавтотранс» по использованию объектов пассажирского комплекса на станции Давлеканово, такая комплексная увязка двух видов транспорта сделана для удобства пассажиров.

 

- Безбилетники традиционно наносили весьма ощутимый ущерб доходной составляющей пригородного комплекса. Какие методы борьбы использует БППК?

 - Безбилетный проезд в том понятии как он был, уже не существует. Созданная система контроля и продажи билетов в кассах, на платформах и в поездах позволила резко сократить количество безбилетников, а на некоторых направлениях полностью их ликвидировать.

Регулярно проводятся рейды совместно с сотрудниками частных охранных агентств, обеспечивающие безопасность (участились случаи неадекватной реакции пассажиров на законные требования билетных кассиров). В ходе таких регулярных проверок безбилетные пассажиры, осуществляющие посадку на станции с работающей пригородной кассой, не допускаются в поезд.

 

Кроме этого, в рамках реализации программ антитеррористических мероприятий, обеспечиваются перронные заслоны и перронные контроли на крупных остановках, таких как Дема, Уфа и Спортивная.

 

Для ужесточения контроля работы билетных кассиров используется такой элемент, как «тайный пассажир», усиливаются меры по противодействию безбилетному проезду в электропоездах.

 

Перронный контроль направлен на повышение коэффициента отдачи от пригородных перевозок и осуществляется в интересах пассажиров, так как 100-процентное выполнение бюджетных показателей позволит ОАО «Башкортостанская ППК» в большей мере удовлетворять запросы пассажиров – увеличить вагонность поездов, повысить их комфортность.

 

 - Что новая компания готова предложить своему пассажиру?

 - Обычный пассажир увидит качественно новую структуру перевозок, поскольку основная цель всего проекта – расширение спектра предоставляемых услуг и изменение подхода в работе с пассажиром. Сделать пригородные железнодорожные перевозки привлекательными планируется за счет увеличения в летний период количества маршрутов – с 57 до 60-ти. Программа максимум – появление в регионе вагонов бизнес-класса, не уступающих вагонам московских аэроэкспрессов.

 

Любое предприятие в период развития или расширения чувствует себя уверенно. Сейчас мы именно в таком положении. Мы готовы идти по любому варианту, главное – были бы средства.

 

 - Нерентабельность, убыточность – такие характеристики звучат в адрес пригородников на всех уровнях власти. На ваш взгляд, какие все же механизмы необходимо задействовать, чтобы пригород стал действительно прибыльным видом бизнеса?

 - Пригородные перевозки никогда не будут прибыльным видом бизнеса, поскольку они всегда будут получать дотации от государственных структур, как федерального, так и регионального уровня.

Можно говорить о безубыточности, а механизмы имеются. Необходимо, чтобы они работали.

Юлия Ежова, фото из архива редакции
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30