13 апреля 2021 19:23

13 апреля 2021 19:23

Прошедший дорогой жизни

О судьбе Александра Ливеровского можно написать приключенческий роман.
О «министрах-капиталистах» (так называли в России членов Временного правительства, бывшего у власти с февраля по октябрь 1917 года) в отечественной литературе писали мало. Многие из них умерли в изгнании, другие погибли в годы революции и Гражданской войны. Но судьба одного из этих министров настолько привлекательна, что впору писать приключенческий роман. Звали героя этого повествования Александр Васильевич Ливеровский.

О судьбе Александра Ливеровского можно написать приключенческий роман

 

О «министрах-капиталистах» (так называли в России членов Временного правительства, бывшего у власти с февраля по октябрь 1917 года) в отечественной литературе писали мало. Многие из них умерли в изгнании, другие погибли в годы революции и Гражданской войны. Но судьба одного из этих министров настолько привлекательна, что впору писать приключенческий роман. Звали героя этого повествования Александр Васильевич Ливеровский.

 

Родился будущий министр путей сообщения Временного правительства 23 августа 1867 года в городе Петербурге. Его отец, окончивший сельхозакадемию, получил приглашение от Олонецкого губернского земства заняться мелиорацией земель в Карелии и долгое время межевал угодия в этом суровом краю.

 

Маленький Саша Ливеровский вместе со своими тринадцатью братьями и сестрами пользовался неограниченной свободой, проводя все время на реках и озерах. При приезде в Петербург Александр был отдан на обучение в Кронштадтскую классическую  гимназию, которую окончил в 1885 году с золотой медалью.

 

Путь в инженеры

 

До этого произошло событие, удивительным образом повлиявшие на выбор жизненного пути. Вот как сам Ливеровский описывал его в своей книге «50 лет работы на железнодорожном транспорте»: «Когда мне исполнилось восемь лет, у нас в доме появилась учительница, которая готовила меня и двух моих братьев к поступлению в гимназию. Я безумно полюбил свою учительницу. Результатом было то, что я отлично учился, а через два года к нам в дом зашел инженер путей сообщения и объявил, что он жених нашей учительницы. Я уговаривал ее не выходить замуж, подождать, когда я стану инженером. После свадьбы учительница уехала из нашего дома, а я заболел нервным расстройством. Болезнь прошла, прошла и первая любовь, но страстное желание быть инженером осталось на всю жизнь».

 

Однако путь в инженеры-железнодорожники не оказался прямым. После гимназии Ливеровский поступил на физико-математической факультет Петербургского университета, который окончил в 1889 году с дипломом первой степени, одновременно получив степень кандидата математических наук. После службы в гвардейской артиллерийской бригаде Ливеровский осуществил свою мечту и поступил в Петербургский институт инженеров транспорта. После учебы его направили на работу в должности десятника по строительству Великого Сибирского пути, где он уложил первое звено. Здесь состоялось его знакомство с писателем Н.М. Гариным-Михайловским, таким же, как и Александр, инженером пути, создавшим неувядаемые шедевры – «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры».

 

При прощании они обменялись парадными нарядами путейцев. Китель Гарина-Михайловского почти 50 лет хранился в петербургской квартире Александра Васильевича, и только в 1943 году в зимнюю блокадную стужу он подарил китель мальчику, нашедшему прибежище в этой квартире.

 

Уроки отца

Но вернемся к началу ХХ века. В 1901-1905 годах Александр Васильевич руководил строительством участка Круглобайкальской железной дороги, где особого внимания и времени требовали «мокрые выемки». Вот здесь-то и пришли на помощь уроки, полученные во время осушения болот в Карелии.

 

При «лечении мокрых выемок» Ливеровский, как ранее делал его отец, отрезал пространство между выемкой и водой при помощи дренажных лотков, и выемка переставала «плакать» и ползти. К этому методу мастер инженерных решений вернулся более чем через тридцать лет в блокадном Ленин- граде. В 1942 году он написал руководство «Осушение «мокрых» выемок», которое с успехом было применено при создании ледовой Дороги жизни.

 

Карьера - от Иркутска до Петербурга

Строительство Великой Сибирской магистралиПосле окончания строительства Круглобайкальской железной дороги Ливеровский жил в Иркутске. Тут его избрали членом бюро и казначеем Восточно-Сибирского отдела Собрания инженеров путей сообщения. В 1912-1915 годах последовало новое назначение –  он возглавил строительство Восточно-Амурской железной дороги.

 

Здесь все было впервые. Строили тоннели в вечномерзлых грунтах, впервые сооружали мост через реку шириной 2600 метров с пролетами 130 метров. В конце строительства Восточно-Амурской дороги Ливеровский забил последний «серебряный» костыль Великой Сибирской магистрали. В своей книге он писал: «Судьбе было угодно, чтобы первый костыль, когда началась укладка путей от Челябинска, я забил как начальник дистанции, чтобы в 1915 году в Хабаровске, на смычке, мне пришлось забивать последний костыль».

 

В сентябре 1915 года Ливеровский был назначен начальником управления по сооружению железных  дорог   Министерства  путей сообщения. Под его руководством всего лишь за один год была построена стратегическая Мурманская железная дорога.

 

После Февральской революции карьера Ливеровского стала развиваться стремительно.  7 марта 1917 года он стал заместителем министра путей сообщения, а 25 сентября этого же года – министром путей сообщения.

 

Заслон Корнилову

Удивительно, что Александру Васильевичу удалось выжить в тридцатые годы. Что это было? Везение, профессиональная незаменимость  или что-то другое? Этим другим была, к примеру, его позиция во время так называемого «корниловского мятежа».

 

Именно Ливеровский отдал приказ разобрать железнодорожные пути в августе 1917 года, когда продвижение войск генерала Корнилова в Петро- град сначала было приостановлено на станциях Дно и Новосокольники, а затем под Лугой.  Вот строки, написанные в эмиграции генералом Деникиным: «И нужно же было этому сволочи Ливеровскому разобрать стрелки, что сильно помешало нам».

В «Программе максимум» Корнилова был разгон Петросовета, арест большевистского руководства и расстрел Ленина, а также роспуск Временного правительства и установление военной диктатуры. Ливеровскому многие были обязаны за свое спасение...

 

В день октябрьского восстания Ливеровский вместе с другими министрами Временного правительства находился в Зимнем дворце и был арестован, но в скором времени выпущен. Несколько месяцев он скрывался в Крыму, подрабатывая на жизнь истопником, садовником, сигнальщиком на маяке. Врангелевская контрразведка почти выследила его, но экс-министр избежал засады. К его поискам подключилась ВЧК, и после тщательной работы маститый ученый-инженер был найден и представлен     Ф.Э. Дзержинскому. Это была радостная встреча...

 

Окончание читайте в следующем номере «КЖ»

 

Александр Обухов, Николай Неверкин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30