13 апреля 2021 16:59

13 апреля 2021 16:59

Прошедший дорогой жизни

(Окончание. Начало в №18)
Профессионал вне репрессий
К его поискам подключилась ВЧК, и после тщательной работы маститый ученый-инженер был найден и представлен Ф.Э. Дзержинскому. Это была радостная встреча, так как в далекие годы революции 1905 года Ливеровский спрятал от жандармов в своем гостиничном номере бежавшего из ссылки «Железного Феликса».

(Окончание. Начало в №18)

 

Профессионал вне репрессий

К его поискам подключилась ВЧК, и после тщательной работы маститый ученый-инженер был найден и представлен Ф.Э. Дзержинскому. Это была радостная встреча, так как в далекие годы революции 1905 года Ливеровский спрятал от жандармов в своем гостиничном номере бежавшего из ссылки «Железного Феликса». Вот поэтому после встречи с Дзержинским Ливеровский переехал в Москву, стал техническим экспертом и членом плановой комиссии народного комиссариата путей сообщения, а затем вошел в Высший Совет народного хозяйства страны.

С середины 20-х годов знаменитый ученый-инженер стал преподавать в институте инженеров путей сообщения, где читал полный курс лекций «Постройка железных дорог».

 

Наступили 30-е годы… Александр Ливеровский давно потерял своего защитника, коим был Ф.Э. Дзержинский. В 1933 году его дважды арестовывали, но экс-министр отделывался легким испугом. Александру Васильевичу было предложено принять участие в процессе по разоблачению контрреволюционной и вредительской деятельности эсеров. В семейном архиве потом нашли его запись по предложению сотрудничества: «На высказанное мною убеждение, что Советская власть и диктатура пролетариата не нуждаются в таких приемах и таких заведомо фальшивых документах, мне было заявлено, что я слишком наивен в политике и что революцию не делают в белых перчатках…»

Но Ливеровскому и на этот раз повезло. Планировавшийся над ним судебный процесс по настоянию разумных государ- ственных деятелей не состоялся. Ливеровский нужен был для строительства нового государства.

 

В 1938 году Александру Васильевичу была присвоена ученая степень доктора технических наук без защиты диссертации. Его практическая работа была основополагающим доказательством его огромных познаний, которые он применял, работая на железнодорожном транспорте, в государственных учреждениях и читая поучительные, нужные для формирования  будущих инженеров на транспорте лекции в учебных заведениях.

 

Визит к Кагановичу

Он обладал огромным дарованием ученого и практика. Не случайно в середине 30-х годов вдруг пришла Ливеровскому телеграмма, в которой было приглашение в Москву. Вначале Александр Васильевич проявил беспокойство, попрощался с женой и уехал в Москву. Оказалось, что вызов  был к Л.М. Кагановичу. Он вошел в приемную, где было много народу. Секретарь взяла пропуск и сказала: «Александр Васильевич, проходите, Лазарь Моисеевич вас ждет». Пройдя через две двери, он оказался в огромной комнате. Навстречу ему, встав из-за стола, шел Каганович.

 

«Я подумал, - вспоминал Ливеровский, - что на этот раз меня в тюрьму сажать не будут. Лазарь Моисеевич протянул руку: «Здравствуйте, Александр Васильевич. Проходите, садитесь», подвел меня к столу, где стояли два мягких кожаных кресла. Я Кагановичу сказал: «Не могу первым садиться, этикет не позволяет. Сначала вы, ведь вы – министр путей сообщения». А он мне ответил: «Позвольте, Александр Васильевич, но ведь и вы – министр путей сообщения, да еще с каких времен!»

 

Разговор зашел  о строительстве Московского метрополитена. Каганович предложил Ливеровскому быть его консультантом по строительству метро, на что он согласился. И они создали метрополитен, один из лучших на нашей планете…

 

С Ленинградом навсегда

Дорога жизниНаступил 1941 год. Ливеровский был в Ленинграде и не покинул блокадный город. Несмотря на свой преклонный возраст, принял участие в проектировании и строительстве Дороги жизни на Ладожском озере.

 

За эти работы, а также консультации по осушению выемок, возникших от разрывов снарядов, по восстановлению земляного полотна, устройству противотанковых заграждений и оптической маскировке экс-министр Временного правительства был награжден высокими наградами: медалью «За оборону Ленинграда», орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.

Скончался инженер-путеец, ученый, министр транспорта Временного правительства 19 декабря 1951 года в городе Ленинграде, прожив долгую жизнь настоящего легендарного патриота России.

Александр Обухов, Николай Неверкин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30