21 апреля 2021 04:42

21 апреля 2021 04:42

Театр - не мода, он навсегда!

На III Всероссийском фестивале студенческих театров в Самаре классика была вне конкуренции.
То, что именно классический репертуар доминировал в афише фестиваля, с одной стороны, стало приятной неожиданностью, с другой – изначально вызвало немало опасений. Ведь, что греха таить, и профессиональные-то театры нередко не дотягивают до столь высокой планки. Но на сцене ДКЖ им. Пушкина на прошлой неделе случилось настоящее чудо. И жюри не преминуло без споров и разногласий отметить это в своем резюме.

На III Всероссийском фестивале студенческих театров в Самаре классика была вне конкуренции

То, что именно классический репертуар доминировал в афише фестиваля, с одной стороны, стало приятной неожиданностью, с другой – изначально вызвало немало опасений. Ведь, что греха таить, и профессиональные-то театры нередко не дотягивают до столь высокой планки. Но на сцене ДКЖ им. Пушкина на прошлой неделе случилось настоящее чудо. И жюри не преминуло без споров и разногласий отметить это в своем резюме.

 

И вновь – принц Датский

Легенда о бедном принце Гамлете (МИИТ)Гран-при фестиваля по праву достался столичному cтуденческому театру «Саботаж» (МИИТ) за спектакль «Легенда о безумном принце Гамлете» (С.Грамматик, У.Шекспир). Именно старинная легенда, записанная в начале ХIII века датчанином Саксоном Грамматиком, легла в основу шекспировской пьесы. Так что, постановке предшествовало скрупулезное знакомство с литературными и историко-культурными источниками, глубокий анализ философской составляющей.

 

Режиссер-постановщик спектакля – художественный руководитель дворца культуры МИИТ Владимир Голованов и его студенческая труппа сумели сотворить чудо, заворожив зрителей сценическим действом. Как настоящие профессионалы, они мастерски держат паузы, ни на йоту не упуская при этом внимания зала. Сценическая речь – выше всяческих похвал: прекрасно работают с голосом, словом и доносят их до зрителя естественно, без какой бы то ни было натужной вымученности. То же самое можно сказать и о сценическом движении: все четко, осмысленно. В цветовом решении спектакля доминируют символичные: кроваво-красный и черный – классика жанра.

 

Играют ребята так, словно рука об руку идут со своими героями по лезвию бритвы. В зрительном зале – тишина и предчувствие трагедии.

Москвичи будто играют на струнах души каждого. Но прежде – на струнах собственных душ.

 

Сергей Морозов в роли Гамлета – будто нерв обнаженный. Никому и в голову бы не пришло, что он – не профессиональный актер, а студент технического вуза. Жюри единодушно признало именно эту работу как «Лучшую роль фестиваля».

 

Надо было видеть, как готовилась к выходу на сцену  аспирантка Гульнара Мустакаева (за роль Катарины в спектакле «Шекспир…Шекспир? Шекспир!» она была отмечена жюри в номинации «Лучшая женская роль»). Как настоящая актриса, девушка вживалась в образ своего персонажа, отрешившись от закулисной суеты, не видя и не слыша ничего вокруг.

А как после спектакля за кулисы не вбежал – влетел Владимир Голованов! Казалось, он был еще там, на сцене, мысленно пропуская через себя все происходящее, сыграв каждую роль параллельно со своими воспитанниками.

 

По всему видно: положительные эмоции зашкаливают. Режиссер доволен. Это успех!

                                                       

Вечно молодые Сганарель и Ко

Ставить Мольера сегодня – дело не из легких. Тем более, когда играют наши юные современники. А вот ребята из драматической студии «Шанс» (СамТЖТ им. Буянова,    г. Самара) дерзнули и успешно реализовали свой шанс! Жюри присудило им первое место фестиваля.

 

Исполнитель главной роли в спектакле «Сганарель, или Мнимый рогоносец» Владимир Ивлев отмечен в номинации «Лучшая мужская роль».

 

Хороша была Нина Бурковская в роли супруги Сганареля. Роль характерная, и сыграна колоритно.

 

Награда из рук мэтра (Владимир Ивлев слева) и Владимир ГальченкоПостоянная динамика движения, танцевальные и акробатические элементы, четко выверенные мимика и жесты, оригинальный музыкальный рисунок (от Вивальди до «Танца с саблями» А.Хачатуряна), а главное – настроение самодеятельных артистов, – все это господствовало над зрительным залом, переполняя всех и каждого энергетикой комического и заставляя хохотать без устали.

Но немаловажно, что за всем этим феерическим весельем «за кадром» не осталась основная мысль комедии: настоящая любовь, помноженная на безграничную энергию молодости, способна сокрушить любые препят- ствия на своем пути. И, думается, это не прошло мимо зрителя.

 

Хотелось бы отметить неординарную импровизацию исполнителя роли отца Селии Василия Довыденко. Он бранился на языке Мольера, предварительно проконсультировавшись с преподавателем французского. 

 

В постановке четко угадывалась «рука творца» – талантливого режиссера и руководителя театральной студии «Шанс» Елены Абрамовой. Ей удалось нащупать «физику» спектакля – постоянное осмысленное движение, без хаоса и абстракционизма. Всего год, как она руководит коллективом, а успехи – налицо. После фестиваля руководители других коллективов пригласили наших ребят на гастроли.

Постоянно опекала студентов заместитель директора техникума Елена Маслова, которая волновалась за них и безоговорочно верила в успех. И он не заставил себя долго ждать: молодцы, самарцы!

 

В четверке лучших

Понятно, что занявшие на фестивале второе место сибиряки (театральная студия «ТиС», ОмГУПС) и обладатели «бронзы» – хозяева фестиваля (студенческий театр драмы «Содружество», СамГУПС – об их постановке по пьесе Б.Срблянович «Детские игры» мы рассказали в прошлом выпуске  «КЖ») мечтали если не о Гран-при, то, как минимум, о первом месте. И выступили достойно. Но, по объективным причинам, противостоять москвичам и юным артистам из самарского техникума было сложно.

 

Омичи в водевиле В.Сологуба «Беда от нежного сердца» были весьма убедительны. Их с восторгом приняли зрители, внимание которых ребята удерживали с начала спектакля и до его финала.

А колоритный Илья Сафронов в роли Золотникова удостоен приза «За лучшую роль второго плана». И сыграно замечательно, и типаж – будто «вырван» из тех далеких времен.

Немудреная мораль о торжестве искреннего бескорыстия и справедливости, о неминуемом наказании меркантильной алчности звучит как-то по-детски чисто и свежо. Что ж, классика и сегодня современна и актуальна – с этим не поспоришь.

 

Театральная студия «ТиС» – интересный, творческий, ищущий коллектив. Безусловно, впереди у него будут еще яркие выступления и победы в творческих конкурсах и на фестивалях. Но главная победа у них есть уже сегодня – это искреннее признание зрителей. 

 

Всем сестрам – по серьгам

Ни один из коллективов – участников фестиваля не остался без внимания жюри. Каждый из них хорош по-своему.

 

«За современное прочтение русской классики» были отмечены две постановки театра-студии «Буфф»(ИТЖТ, г. Ижевск) под общим названием «По Чехову».

 

0Неординарно, но, вместе с тем, естественно и как-то попросту сыграли ребята два чеховских водевиля. Зрителю со стажем, избалованному классическим русским языком профессиональных актеров, многократно отточенному на занятиях сценической речью, поначалу было непросто воспринимать на слух самодеятельных артистов из Удмуртии. Под дружный хохот зала, с фирменным предуральским выговором, они темпераментно делили Воловьи лужки, трудились в банке и терпели беспардонные выходки странноватых особ дамского пола. А дамы настолько довели свои образы до комического абсурда, что даже зрители, сквозь смех, искренне сочувствовали противостоявшим им представителям сильного пола. Было очень весело! Вместе с тем, и артисты, и зрители четко осознавали актуальность чеховской идеи, которая отнюдь не растворилась в комическом.

 

А с какой теплотой и любовью эти обаятельные ребята вместе с руководителем театра-студии «Буфф» Екатериной Соловьевой исполнили в фойе ДКЖ удмуртскую народную песню «о красивой девушке»! От этого, безусловно, колоритного коллектива осталось какое-то особое впечатление теплоты и естественности, которых подчас не достает нам в обычной жизни.

 

«За лучший актерский ансамбль» отмечен студенческий театр «Чудо» (СТЖТ, г. Саратов). Волжане привезли на фестиваль две постановки - по мотивам пьесы Ф. Кривина «Бумажная роза» и «Кошка, которая гуляет сама по себе» (по Р. Киплингу).

 

По всему видно: ребятам нравится то, чем они занимаются. По словам Юлии Лебедевой, сыгравшей роль Кошки, «поездка на фестиваль нас очень сплотила, мы на сцене – как одна семья». И это не преминуло заметить «всевидящее око» жюри.

 

«За музыкальное оформление» поощрили театральную студию «Сапсан» (АТЖТ, г. Алатырь). Ребята из Чувашии показали в Самаре фрагменты из спектакля «Лики любви» с поэтической доминантой. Молодежь знакомится с поэзией и декламирует стихи – в наше время это дорогого стоит!

 

Яркую лепту в признание своего коллектива как одного из самых музыкальных на фестивале внес «парень с гитарой» – Николай Гранатский, который «на ура» исполнил известную бардовскую песню про Айседору Дункан и гимн всех влюбленных – «Пусть миром правит любовь!»

 

«За художественную культуру воплощения замысла» отмечен театр-студия «Вдохновение» (УТЖТ, г.Уфа) за постановку «Тайна трех сестер» (по письмам и воспоминаниям современников А.С.Пушкина).

 

Симпатичные девушки в бальных платьях под лирическим флером приоткрыли «тайну жизни» Натали Гончаровой и ее двух сестер. Звучит прекрасная музыка – адажио Альбинони, тема «Ромео и Джульетты» Нино Рота…Антураж «дворянского гнезда» ХIХ века. Стихи. Романсы. Чувства. Красота. Любовь...

 

За «круглым столом»

После двухдневного просмотра фестивальной программы руководители творческих коллективов и жюри собрались за «круглым столом», чтобы обсудить проблемы студенческого театра и подвести итоги фестиваля.

 

Всех принявших в нем участие самодеятельных артистов объединяет главное – принадлежность к железнодорожной «диаспоре» и любовь к театру.

 

Но в чем-то они, безусловно, в разных «весовых категориях». Да никому бы и в голову не пришло сравнивать потенциальные возможности для культурного развития и реализации талантов – в мегаполисе, городе-«миллионере» и в небольшом городке. Соответственно, и уровень подготовки.

 

К примеру, у столичного студенческого театра МИИТ «Саботаж» – давние традиции. В этом году ему исполнится десять лет. И все это время студенты занимаются под руководством известных режиссеров и актеров. Они не только репетируют, но и учатся у профессионалов актерскому ремеслу по дисциплинам, которые преподаются в театральных вузах. Участвуют в фестивалях, гастролируют – причем, не только по России. И немаловажно, что имеют возможность бывать на спектаклях в лучших театрах страны.

 

Но разве не замечательно, что и вдали от столицы студенты занимаются творчеством! А как самобытны и талантливы эти ребята, какой у них неисчерпаемый потенциал! Академичным, вылощенным москвичам (практически, профессионалам) они противопоставили живость, естественность, нетривиальный взгляд на устоявшиеся традиции. У каждого из этих самодеятельных коллективов свое лицо – никаких копий или репродукций.

 

По мнению заслуженного артиста РФ, председателя Самарского отделения Союза театральных деятелей Владимира Гальченко, возглавившего жюри, «это был, действительно, театральный фестиваль (а не конкурс кавээнов или стэмов), с интересной театральной афишей, с качественной драматургией. Вызывает уважение, что эти коллективы не ищут легкого успеха».

Особо мэтр поблагодарил руководителей творческих коллективов, которые «стараются привить гуманитарную культуру студентам технических учебных заведений». И, отдать должное, им это удается.

 

Немаловажно и то, что молодежь реализует свой творческий потенциал на подмостках сцены, расширяет кругозор, развивается в культурно-интеллектуальном плане, а не слоняется по улицам в поисках сомнительных приключений.

 

Итак, на III Всероссийском фестивале студенческих театров ребята и других посмотрели, и себя показали. Познакомились и подружились. Наметили творческие ориентиры.

Под занавес мероприятия преподаватели Самарской академии культуры и искусства Александр Мальцев и Татьяна Лазарева провели для ребят мастер-классы по актерскому тренингу и сценической речи.

 

Думается, на IV Всероссийском фестивале студенческих театров (а все уверены, что он не за горами) каждому из творческих коллективов удастся преодолеть более высокую  творческую планку и порадовать зрителей и жюри не меньше, чем это им удалось в Самаре.

Людмила Межниеце, фото Дениса Попова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30