19 апреля 2021 21:33

19 апреля 2021 21:33

Народная и по героизму, и по духу

Великая Отечественная война всколыхнула самые глубокие пласты патриотизма в советских людях
Нет дома, нет семьи, кого бы война не затронула, обошла стороной. С самого первого дня начала войны наш народ проявил невиданный патриотизм и боль за свое Отечество не только на фронте, но и в тылу. Примером тому были и железнодорожники Рузаевки.
С первых же дней железнодорожники брали на себя повышенные обязательства, и благодаря полной отдаче сил, самоотверженному труду, с честью выполняли их.

Великая Отечественная война всколыхнула самые глубокие пласты патриотизма в советских людях

Герой Социалистического Труда машинист А.Ф.ЛёскинНет дома, нет семьи, кого бы война не затронула, обошла стороной. С самого первого дня начала войны наш народ проявил невиданный патриотизм и боль за свое Отечество не только на фронте, но и в тылу. Примером тому были и железнодорожники Рузаевки.

 

С первых же дней  железнодорожники  брали на себя повышенные обязательства, и благодаря полной отдаче сил, самоотверженному труду, с честью выполняли их.

 

25 июня 1941 года   горком партии сообщил в обком о трудовых подвигах рабочих паровозного депо Рузаевка. Слесари Кашкин и Макаров выполнили задания на 290 процентов и без брака. В тот же день слесарь-автоматчик Долгов выполнил сменную норму на 217 процентов, а на следующий день – на 325 процентов. Машинист паровоза Слепов провел поезд по участку Рузаевка – Ковылкино с экономией времени 1 час 27 минут. Машинист Кокленков на участке Рузаевка – Пенза провел состав весом 1860 тонн, добившись технической скорости 34,7 километра в час при задании 31,5 километра в час. Нетрудно понять, что за счет экономии времени локомотив можно было досрочно пустить в следующий рейс.

 

27 сентября 1941 года имена комсомольцев узла Николая Лаушкина и Николая Васильева были названы в числе лучших машинистов страны. За три военных месяца они сэкономили 60 тонн угля, провели более 20 тяжеловесных поездов. За это время их паровоз ни разу не заходил в депо для ремонта, все неисправности они устраняли сами.

 

В ту грозную пору железнодорожники Рузаевки добивались, казалось, невозможного. Пути на всех станциях и разъездах были забиты эшелонами, малейшая задержка которых исключалась. Составы шли ночью почти в полной темноте – путь себе паровозы освещали лишь узенькими лучами света, направленными вниз. Светомаскировка соблюдалась неукоснительно, ее нарушение приравнивалось к вредительству. И вот в таких условиях локомотивные бригады умудрялись доставлять эшелоны по графику, а нередко и быстрее.

 

В один из ноябрьских дней первого года войны бригада машиниста И.С. Пасагина вела тяжеловесный   состав от Инзы до Ковылкино. Лишь на несколько минут сделали остановку в Рузаевке. Ни затяжные подъемы, ни длина и повышенный вес эшелона не помешали доставить состав на три часа раньше предусмотренного графика. Начальник   дороги объявил машинисту Пасагину и его товарищам благодарность, а командир части, которую  они перевозили, прислал в их адрес телеграмму: «От имени командования и всего личного состава выношу сердечную благодарность бригаде машиниста И.С. Пасагина».

 

Виктору Войнову и Александру Бычкову исполнилось по 14 лет, когда они поступили в паровозное депо учениками слесаря. Мастера, видя, как подростки выбиваются из сил, говорили: «Вам, ребятки, по вашему возрасту  не  у   верстаков бы стоять. Да только теперь и от вас зависит, как будут работать паровозы». И ребята детскими руками держали напильники, били молотками по зубилам – делали все, что положено делать слесарям депо.

 

Учащиеся Рузаевского железнодорожного училища за годы войны отремонтировали своими силами 459 вагонов и 28 паровозов. Ребята гордились тем, что и они вносят свой вклад в дело Победы.

Немало железнодорожников Рузаевки с первых дней войны ушли на фронт. На смену им  пришли девушки и молодые женщины. Более полутысячи из них освоили мужские профессии. В числе первых была Дарья Егоровна Лобанова, ставшая кочегаром.

 

–Тендер угля наберешь и за смену перекидаешь в топку, - вспоминала она в свое время. – Это сколько пудов-то! Побольше тысячи! И так каждую поездку.

Подобное о своей работе могли поведать женщины, освоившие профессию паровозника: Ольга Рыскина, Мария Ягупкина, Евдокия Резепова, Серафима Абудеева, Галина Николаева, Александра Калязина и другие.

 

В 1942 году при паровозном депо организовали комсомольско-молодежную колонну, в которую вошли 12 лучших локомотивных бригад. Возглавил ее член комитета комсомола Н.И. Бутырин. Была организована еще одна паровозная колонна – имени Государственного Комитета Обороны СССР. В нее влились бригады лучших машинистов – А.Ф. Лёскина, В.Ф. Зуботыкина, М.Я. Спирина и других. Коллектив колонны показывал пример дисциплинированности и высокой производительности труда.

 

По инициативе бригадира слесарей-ремонтников П.В. Шмелева члены паровозных бригад взяли на себя обязательство – промывочный ремонт производить своими силами, освободив от этого комплексные бригады.

 

Решено было выпускать паровозы с гарантийной маркой – без захода на промывочный ремонт. Это позволило добиться снижения простоя локомотивов на ремонт с 14 до 8 часов. Создание единых смен помогло уменьшить простой паровозов, а среднесуточный пробег их довести до 302 километров при норме 198.

 

Люди совершали подвиги, которые сегодня, по истечении времени, может быть не совсем понятны. Вот один из примеров. В пути перед станцией Инза обнаружилась серьезная неисправность в локомотиве. Устранить ее можно было лишь, охладив топку паровоза. Но на это ушло бы несколько часов. Между тем в Инзе скопилось множество составов с танками, боеприпасами, продовольствием и другими необходимыми грузами для фронта. Для их дальнейшего продвижения не хватало паровозов.

 

altИ тогда помощник машиниста К. Антонов обмотал себя с ног до головы одеждой, которую облили водой, и полез в топку. Через пять минут, задыхаясь от неимоверной жары, он вылез из топки. Его снова облили водой, и он повторил свой путь в пекло. Это помощник проделал четыре раза, пока не устранил неисправность.

 

Он знал, чем это могло кончиться. Знал о своей ответственности в случае беды и машинист. И оба не испугались. Тяжеловесный состав их бригада сумела доставить раньше предусмотренного срока.

Самоотверженной работой, высокой дисциплиной, слаженностью отличались рузаевские железнодорожники.

 

В годы Великой Отечественной войны переходящие Красные знамена Наркомата путей сообщения и ВЦСПС дважды завоевывали движенцы и вагонники. Отличных результатов добивались также путейцы и связисты.

 

За годы войны десятки железнодорожников Рузаевки были награждены орденами и медалями, а машинисту А.Ф. Лёскину было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

Сколько бы не прошло лет со дня окончания Великой Отечественной войны, она не будет забыта в памяти людской. Слишком глубоки раны, нанесенные ею, они кровоточат и сегодня, спустя 66 лет после Победы.

 

Вячеслав Иванов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30