21 апреля 2021 07:10

21 апреля 2021 07:10

Эдуард Ворошилов: Достигнут рациональный эффект

Опыт новаторов Куйбышевской магистрали востребован на всей сети РЖД.
Есть мнение, что в России на 10 человек приходится 9 талантливых. Казалось бы, такая статистика должна способствовать реализации масштабных планов по модернизации страны. Однако без хорошей поддержки носители «ноу-хау» так и могут остаться неуслышанными, а перспективные разработки станут достоянием зарубежных компаний.

Опыт новаторов Куйбышевской магистрали востребован на всей сети РЖД

 

Есть мнение, что в России на 10 человек приходится 9 талантливых. Казалось бы, такая статистика должна способствовать реализации масштабных планов по модернизации страны. Однако без хорошей поддержки носители «ноу-хау» так и могут остаться неуслышанными, а перспективные разработки станут достоянием зарубежных компаний.

 

Для того чтобы переломить ситуацию в железнодорожной отрасли, несколько лет назад ОАО «РЖД» задалось целью преобразовать системные подходы в производственных процессах и изменить мышление работников, сформировав у них установку на постоянное повышение качества своей работы за счет рационализации.

 

О том, какие задачи ставит сейчас компания перед своими новаторами и как поддерживает рационализаторов, мы побеседовали с начальником отдела перспективного развития и новой техники службы технической политики Куйбышевской железной дороги Эдуардом Ворошиловым.

 

 - Модернизация, инновации – пожалуй, наиболее часто употребляемые сейчас слова. Эдуард Александрович, на этом фоне рационализация не выглядит архаизмом?

 

 – Если обратиться к определению понятия «инновация», то мы узнаем, что это внедренное новшество, обладающее высокой эффективностью, является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его изобретений и рационализации в виде новых или отличных от предшествующих объектов. То есть, уже в самом определении «инновация» заложен весь смысл и цели рационализации.

 

Сегодняшние примеры развитых в технологическом смысле стран доказывают необходимость и важность рационализации. Таким ярким примером является Япония. К слову, большинство предприятий такой известной компании как Тoyota, находятся вне территории этой страны, где компания поддерживает свою культуру повсеместно. Почему? Ответ кроется в принципиально иных подходах и отношении к производству.

 

Вместе с тем, изучая практику успешных компаний Японии, Китая и других стран, мы с удивлением можем обнаружить множество знакомых, порядком забытых подходов к управлению, которые активно использовались еще в СССР.

 

В первую очередь, это решения, направленные на вовлечение всех сотрудников в процесс постоянного улучшения: дух коллективизма, движение за эффективность и качество, рационализация и многое другое. Многие из этих инструментов активно возвращаются к жизни в новом качестве  после модификации.

 

Сейчас и на уровне Правительства, и в ОАО «РЖД» предпринимаются конкретные шаги по модернизации экономики, внедрению новой техники и современных технологий, но в этом важном для всех нас процессе не стоит забывать об огромном вкладе изобретателей и рационализаторов, приносящих максимальную отдачу от ключевых нематериальных активов.

 

 - Какие разработки железнодорожных новаторов сейчас особенно актуальны? В реализации каких идей нуждается компания?

 

 – Стратегией развития компании ОАО «РЖД» до 2030 года и «Белой книгой» ОАО «РЖД» определены приоритетные направления развития железнодорожного транспорта, целевые показатели и новаторская мысль также должны стремиться к достижению этих целей.

 

Всегда были и будут актуальными рационализаторские предложения, направленные на совершенствование технологических процессов, рациональное использование трудовых и топливно-энергетических ресурсов, повышение надежности работы устройств, повышение безопасности движения, улучшение условий труда. Выделить из этого перечня что-то одно – достаточно сложно. Но, думаю, что экономия ТЭР, разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий – наиболее приоритетное направление рационализаторской деятельности.

 

Углеводородные запасы планеты неизбежно истощаются, необходимо искать новые, альтернативные виды топлива и, соответственно, экономить те ресурсы, которыми мы пока обладаем. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на разработку генератора водорода транспортной установки и устройства обогащения дизельного топлива водородом. Это новое слово в использовании ТЭР и это тоже инновация Куйбышевской магистрали.

 

Оценивая рационализаторские предложения, которые повсеместно тиражируются и внедряются в 2011 году можно выделить некоторые из них. В частности, «Усовершенствование технологии укладки рельсошпальной решетки в кривых участках пути», «Устройство для принудительной укладки звена при разборке рельсошпальной решетки», «Стенд для проверки модулей защит ЦЗА – 27,5 –ФКС» и другие.

 

 - Какой вклад в общее инновационное развитие сети РЖД вносят рационализаторы Куйбышевской магистрали?

 

 – Прежде всего, нужно понимать, что рационализаторские предложения, в результате внедрения которых получены объекты интеллектуальной собственности, изобретения, ноу-хау повышают капитализацию компании за счет нематериальных активов.

Каждая железная дорога вносит свой вклад в общую копилку интеллектуального багажа ОАО «РЖД». Рационализаторы Куйбышевской магистрали также продолжают славные традиции рационализаторского движения. Примеров тому множество. Дорога постоянно участвует в смотре-конкурсе рационализаторских предложений «Идея ОАО «РЖД», самые перспективные разработки занимают призовые места. Опыт новаторов нашей магистрали востребован на всей сети железных дорог.

За последние годы коллектив рационализаторов дороги, состоящий из 2,5 тыс. работников, внедрил в производство более трех тысяч рационализаторских предложений. В целом, за последние 5 лет дорогой получено 107 изобретений с общим экономическим эффектом, превышающим 150 млн рублей. Причем, это реально работающее оборудование и технологии.

 

 - С какими проблемами сталкивается современный «левша»?

 

 – Когда у современного «левши» рождается новая идея, он должен, прежде всего, сам ответить на вопрос: «Зачем и кому это нужно»? Разрабатывать что-то новое для того, чтобы потешить собственное самолюбие, думаю, нет смысла. Человек должен понимать, что его разработка нужна, что она будет внедрена и оценена по достоинству в денежном выражении.

 

Если на все эти вопросы получен положительный ответ – тогда вперед. Но это в идеале. Не всегда рационализаторам и изобретателям удается воплотить свои идеи в жизнь.

 

Скажем, для того чтобы получить патент на изобретение, оформить правильно заявку и прочее, человеку просто не хватает информации и поддержки со стороны компетентных специалистов, патентоведов. Кроме того, оформление заявки стоит денег. Стоимость оформления которой в разных регионах страны варьируется от 50 до 80 тысяч рублей. Не каждый готов заплатить такую сумму из собственного кармана, можно только рассчитывать по поддержку структурного подразделения, которое заинтересовано во внедрении данной разработки.

 

Закон 2213-1 от 31.05.1991 «Об изобретениях» и IV глава Гражданского Кодекса РФ во многом сняли вопросы, возникавшие ранее на законодательном уровне. Теперь необходимо, чтобы каждый руководитель, экономист, инженер по рационализации структурных подразделений дороги оказывали всяческую помощь новаторам.

 

 - На ваш взгляд, насколько эффективна существующая сейчас система стимулирования для рационализаторов? Нуждается ли она в корректировке?

 

 – Систему стимулирования рационализаторской деятельности в настоящее время достаточно эффективна. Однако ей необходима корректировка в части стимулирования расчета экономического эффекта от внедрения рационализаторских предложений.

 

На дороге трудятся более 200 работников, носящих почетное звание «Лучший рационализатор на железнодорожном транспорте». В 2010 году ОАО «РЖД» приняло решение упразднить это звание и ввести почетное звание «Новатор ОАО «РЖД».  Не так давно создан клуб рационализаторов «РАЦ-100», в который принимаются только новаторы, внедрившие более 100 рационализаторских предложений. Таких людей, как вы понимаете, не много, всего 17, но мы ими гордимся. Эти новаторы являются примером для подражания.

 

Пользуясь случаем, хочу поздравить специалистов магистрали с наступающим Днем изобретателя и рационализатора! С праздником, который подчеркивает значимость массового технического творчества, как для экономики страны, так и для воспитания всесторонне развитого человека.

Юлия Ежова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30