12 апреля 2021 10:28

12 апреля 2021 10:28

Создай условия в быту, и я в труде не подведу

О действиях Роспрофжел по обеспечению санитарно-бытовых условий в производственных помещениях членов профсоюза
Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей наращивает контроль над улучшением условий труда и производственного быта работников.
Сегодня профсоюз последовательно добивается от работодателей развития ряда важнейших для работников программ: проведения качественной аттестации рабочих мест по условиям труда; сокращения числа рабочих мест с вредными и опасными производственными факторами.

О действиях Роспрофжел по обеспечению санитарно-бытовых условий в производственных помещениях членов профсоюза

 

Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей наращивает контроль над улучшением условий труда и производственного быта работников.

 

Сегодня профсоюз последовательно добивается от работодателей развития ряда важнейших для работников программ: проведения качественной аттестации рабочих мест по условиям труда; сокращения числа рабочих мест с вредными и опасными производственными факторами; предоставления в полном объеме льгот и компенсационных выплат за работу во вредных условиях труда; обеспечения санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами (СНиП).

 

Зачем аттестовывать рабочее место?

 

Аттестация рабочих мест позволяет работникам узнать конкретные показатели условий труда, в которых они работают. Эту информацию можно использовать для формулирования требований к работодателю по созданию здоровых и безопасных условий труда.

 

Проводится аттестация один раз в 5 лет. По ее результатам для каждого рабочего места оформляются карты аттестации, в которых решением комиссии предприятия (в комисиию обязательно должны быть включены представители профсоюза) устанавливаются класс условий труда, размер доплат к тарифной ставке, продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска и рабочей недели и т.д.

 

Так, именно по результатам аттестации устанавливается необходимость обеспечения работника молоком, определенными средствами индивидуальной защиты. Кроме того, в резюмирующий раздел аттестации включается перечень мероприятий по улучшению условий труда на том или ином рабочем месте.

 

Работодатели часто допускают нарушения при оформлении результатов аттестации. Например, проводят не все замеры вредных производственных факторов, неполно прописывают мероприятия по улучшению условий труда или вообще не делают этого. В результате искажается оценка класса условий труда, от которого непосредственно зависит размер льгот и компенсаций.

 

К сожалению, большая часть работников просто не знает о проведении аттестации рабочих мест. Их попросту не знакомят с результатами аттестации под личную роспись, как этого требуют нормативные документы. В итоге, работники остаются в неведении относительно положенных им льгот и компенсаций, установленных законом.

 

Профсоюз разъясняет: каждый работник вправе потребовать ознакомить его с результатами аттестации своего рабочего места. При возникновении сомнений относительно качества и достоверности аттестации следует обратиться в профсоюзный комитет, который предложит технической инспекции труда Роспрофжел дать оценку результатов аттестации. И если будут основания для повторной проверки, то эти материалы будут направлены либо в Госинспекцию, либо на госэкспертизу.

 

По данным ЦК Роспрофжел, в настоящее время большая часть рабочих мест на производственных предприятиях не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, установленным государством. Только в ОАО «РЖД» насчитывается около 208,8 тыс. таких рабочих мест. На них трудятся около 545 тыс. человек.

 

В компании работы проводятся в рамках соответствующих ежегодных программ. Под  давлением профсоюза в  2010 г. работа по улучшению условий труда на рабочих местах была особенно активизирована. В результате, к нормативному соответствию было приведено около 16 тыс. рабочих мест, или 73,3% от всех рабочих мест с устранимыми вредными факторами.

 

ЦК Роспрофжел предлагает всем компаниям, организациям и предприятиям холдинга ежегодно улучшать условия труда не менее чем на 20% рабочих мест. Увы, но даже уже принятые годовые планы в этой сфере не выполняют многие подразделения ДЖВ, ОАО «РЖДстрой», ОАО «БетЭлТранс», ОАО «ФПК» и др.

 

Чего можно и нужно добиваться?

 

По результатам аттестации рабочих мест, в зависимости от класса условий труда, работники могут получить доплаты к тарифной ставке и дополнительные оплачиваемые отпуска.

 

Между тем профсоюз продолжает вскрывать случаи, когда размеры доплат, установленные комиссией предприятия по результатам аттестации, урезаются. Например, путем незаконного издания приказов, устанавливающих начислять такие доплаты лишь за так называемое «фактическое время» работы в условиях действия вредных факторов. В результате, при размерах доплат 8% у монтеров пути компенсации снижались в 3-4 раза.

 

В ряде случаев работодатель снижает размеры доплат, мотивируя это тем, что данное рабочее место приведено к нормам охраны труда, не подтвердив это результатами повторной аттестации.

Подобные действия работодателя являются незаконными, и работники должны смело обращаться в организации     профсоюза всех уровней за  поддержкой. Как правило, техническая инспекции труда профсоюза добивается отмены незаконных приказов и восстанавливает справедливость.

 

Профсоюз с одобрением отнесся к Постановлению Правительства РФ от 20.10.2008 г. №870 «Об утверждении размеров компенсаций (сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и минимального размера повышения оплаты труда) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, и условиях их предоставления», так как его введение отменило устаревшие нормативные документы, затрагивающие только определенный ограниченный перечень профессий и видов работ, по которым предоставлялись данные льготы и компенсации.

 

В настоящее время в ОАО «РЖД» более 320 тыс. чел. (26% от общей численности) получают такие доплаты. Из них 80% имеют доплаты от 4 до 12% и дополнительные отпуска от 6 до 12 дней.

 

Вместе с тем профсоюз подверг критике проект приказа Минздравсоцразвития, подготовленный к данному Постановлению. Дело в том, что если этот документ будет принят в том виде, как  предлагает  Минздравсоцразвития, размеры компенсаций и льгот будут снижены более чем в 2 раза. Так, доплаты с 4-24% тарифной ставки или оклада снизятся до 4-8%, а дополнительного оплачиваемого отпуска – с 6-30 рабочих дней до 7-10 календарных дней. Профсоюз считает, что при таком подходе работодатель получает финансовые выгоды, он не заинтересован во вложении средств на приведение рабочих мест к нормам, так как ему выгоднее предоставлять работникам незначительные льготы и компенсации.

 

ЦК профсоюза предложил Минздравсоцразвития разработать порядок установления размеров льгот и компенсаций в зависимости от класса условий труда, а руководству Министерства транспорта – не допустить масштабного ущемления прав работников на здоровые и безопасные условия труда.

 

В настоящее  время   в    Мин- здравсоцразвития готовится проект приказа об установлении в зависимости от класса условий труда размеров льгот и компенсаций и условиях их предоставления.

 

Быт или не быт? Вот в чем вопрос!

 

СНиП требуют, а профсоюз добивается, чтобы работники были обеспечены современными гардеробными, душевыми, умывальными, санузлами, помещениями личной гигиены женщин, помещениями для сушки спецодежды и спецобуви, комнатами приема пищи, оборудованными микроволновой печью, холодильником, чайниками, удобной мебелью, питьевой водой.

 

Анализ, проведенный ЦК Роспрофжел, показал, что в основном обеспечены бытовыми помещениями по нормам работники Ассоциации «Промжелдортранс», ОАО «Росжелдорпроект», Корпорации «Трансстрой», Сибирских транспортных строителей, ОАО «Мосметростроя», ОАО «ЖТК» Мосжелтранс, ведомственной охраны и другие.

 

Отрадно, что в ОАО «РЖД» работа в этом направлении продолжалась даже в кризисные 2009-2010 годы.  В 2010 г. на железных дорогах построено, реконструировано и отремонтировано около 240 санитарно-бытовых корпусов и помещений, оборудовано и отремонтировано более трех тысяч комнат приема пищи, более 360 помещений для сушки спецодежды и т.д.

 

Впрочем, как отмечает ЦК профсоюза, в большинстве организаций и предприятий производственно-бытовые помещения не соответствуют нормам. Особенно остро эта проблема присутствует в ОАО «Желдорреммаш», ОАО «РЖДстрой», ОАО «РЖД» и др.

 

Требуют оперативного решения и проблемы, возникшие в связи с разделением локомотивных депо на эксплуатационные и ремонтные. Получилось так, что большая часть бытовых помещений отошла  в ремонтные депо, а эксплуатационные депо оказались попросту лишенными бытовых благ.

 

Еще одна проблема – состояние бытовых вагонов сопровождения ПМС. По данным профсоюза, в подразделениях ЦДРП ОАО «РЖД» эксплуатируется 3564 вагона. Значительная их часть выработала нормативный ресурс и требует списания. В 2010 г. отремонтировано с продлением срока службы 304 вагона, капремонт произведен 103 вагонам. Совершенно очевидно, что такие темпы ремонта недостаточны. К тому же большая часть вагонов не переоборудуется под санитарно-бытовые. В этой связи ЦК профсоюза добился, чтобы ЦДРП приняло решение о выделении 100 тыс. руб. для внутрикузовного ремонта вагонов и создания в них необходимых бытовых условий.

 

В аномальную жару 2010 года проявила себя проблема отсутствия систем кондиционирования воздуха в помещениях билетных кассиров, постах ЭЦ, кабинах локомотивов, в том числе и ССПС. После обращений Роспрофжел в ОАО «РЖД» было принято решение по оборудованию кабин всех локомотивов вентиляторами при проведении текущих видов ремонта.

 

Наконец, профсоюз считает целесообразным провести анализ состояния санитарно-бытовых помещений во всех без исключения структурных подразделениях отрасли и по его результатам разработать пятилетние комплексные программы по приведению ситуации в соответствие с действующими нормами и правилами.

 

Вадим Кожуховский
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30