28 мая 2020 03:24

28 мая 2020 03:24

Столичный лоск

В наследство от предшественниц Куйбышевской достался «правительственный» ход<br />
Мы рассказали о строительстве дорог, входящих в состав нынешней Куйбышевской: Ряжско-Моршанской (1867 год), Моршанско-Сызранской (1874 год), Оренбургской (1877г.), Самаро-Уфимской (1888 год) и Самаро-Златоустовской (1890 год). Сегодня речь пойдёт о Московско-Казанской железной дороге, часть которой также вошла в состав нашей дороги.
В наследство от предшественниц Куйбышевской достался «правительственный» ход
Мы рассказали о строительстве дорог, входящих в состав нынешней Куйбышевской: Ряжско-Моршанской (1867 год), Моршанско-Сызранской (1874 год), Оренбургской (1877г.), Самаро-Уфимской (1888 год) и Самаро-Златоустовской (1890 год). Сегодня речь пойдёт о Московско-Казанской железной дороге, часть которой также вошла в состав нашей дороги.


С высочайшей поддержкой
Ещё в 1856 году был принят первоначальный вариант соединения железнодорожной линии Москва – Саратов через Рязань, Рузаевку и Сызрань. Возникло общество Московско-Саратовской железной дороги.
Дорога должна была связать индустриальный центр России с обширными аграрными районами Поволжья, обеспечив заводы и фабрики необходимым сырьем и дешевой рабочей силой. Возведение дороги началось в 1860 году, и через два года был построен головной участок Москва – Коломна протяжённостью 117 вёрст. Возглавил строительство Карл фон Мекк.
Дорога принадлежала акционерному обществу, где крупнейшими акционерами были промышленники, предприниматели, а также владельцы Алапаевских горных заводов, поставляющие рельсы для строящейся железной дороги. Общество пользовалось поддержкой императора Александра II, который разрешил своим четырём сыновьям подписаться на выпущенные акции, в число учредителей также входили иностранные предприниматели и банкиры.
В начале 1863 года инженер путей сообщения Карл фон Мекк получил крупный оптовый подряд (4,7 млн руб.) на строительство нового участка от Коломны до Рязани протяжённостью 80 вёрст. Сооружение дороги взяло на себя общество Московско-Рязанской дороги, которое возглавил Павел Григорьевич фон Дервиз. 27 августа 1864 года дорога была сдана в эксплуатацию.
Затем Карлу фон Мекку было поручено строительство и Рязано-Козловской железной дороги.

Крепкие узы
Получая выгодные контракты и умело организуя дело, фон Мекк скопил огромное состояние. Карл Фёдорович фон Мекк (1821-1876 годы) стал основателем династии крупных железнодорожных предпринимателей.
В 19 лет он стал студентом Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения. После окончания института пятнадцать лет добросовестно трудился в ведомстве путей сообщения России. За эти годы 23-летний поручик дослужился до подполковника.
В 1848 году молодой инженер женился на совсем юной дочери смоленского помещика Надежде Филаретовне (урождённой Фроловской). Брак был счастливым. У них родились 11 детей (пять сыновей и шесть дочерей).
Надежда Филаретовна была не только хорошо образованной и одарённой женщиной, но человеком твёрдым и энергичным. Стоит отметить, что её поддержкой пользовались Московская консерватория, Русское музыкальное общество. Великий русский композитор Пётр Чайковский посвятил ей свою Четвёртую симфонию, сделав к ней подпись: «Симфония №4, посвящается моему лучшему другу».

Талантливый наследник
Линия Москва – Коломна – Рязань стала одной из самых доходных дорог России. Что касается фон Мекка, то он приобрёл на сооружении этой линии не только крупный капитал, но и репутацию энергичного предпринимателя и высококлассного строителя.
Правление Общества с 1891 году возглавил сын Карла Фёдоровича – Николай Карлович фон Мекк (1863-1929 годы). Он окончил институт правоведения. После этого стал готовиться к предпринимательской деятельности в Обществе Московско-Казанской дороги.
После смерти отца в 1876 году, председателем правления Общества был известный инженер И.Е. Ададуров. Вероятно, по его совету, молодой юрист прошёл практическую школу на железной дороге. Начал с конторщика на станции, проработал в депо и других службах, затем в правлении Общества под руководством Ададурова.
В 1891 году Николая Карловича фон Мекка избрали председателем правления Общества Московско-Казанской дороги.
Одновременно он участвовал в других компаниях – был членом Совета Русско-Азиатского банка, членом правления Московского вагоностроительного завода. Вместе с тем, Николай Карлович успевал преподавать в Московском техническом училище. А как участник благотворительных дел, был связан с Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной – любимой сестрой царицы, отзывавшейся о нём как о «честнейшем слуге Царю и Отечеству».
Будучи председателем правления Общества, Николай Карлович фон Мекк привлёк на дорогу крупных специалистов.

К примеру, в службе тяги работал профессор Императорского Московского инженерного училища Егор Егорович Нольтейн. Под его непосредственным руководством был разработан проект сочленённого паровоза типа 0-3+3-0 серии Фита. Этот паровоз по силе тяги превосходил все российские локомотивы того времени.

Узелок завяжется

1 сентября 1893 года сдана в эксплуатацию линия Рязань – Сасово – Рузаевка. В зимний день 16 декабря 1895 года Общество Московско-Казанской дороги открывает движение Пензенской ветви от станции Рузаевка до Пензы протяжённостью 132 версты.
Решая вопрос о соединении Казанской дороги с Сызрано-Вяземской линией, в направлении от Пензы до Ртищева и далее на Балашов.
Новая ветвь позволила вывозить на юг – в безлесные губернии – строительные материалы и грузы из обширных лесов Казанской, Симбирской и Пензенской губерний.
В 1895 году было получено разрешение на строительство участка Рузаевка – Батраки с ветвью Инза – Симбирск (Ульяновск). Строительство началось весной 1897 года. Работы велись интенсивно, и 28 декабря 1898 года было открыто движение поездов на всех участках линии Рузаевка – Сызрань и Инза – Симбирск (Ульяновск) с ветвями к пароходным пристаням Волги.
Конечно, строительство железных дорог в России проходило в жёсткой конкурентной борьбе.
В дорожном музее есть копия Протокола заседания Саранской городской Думы от 22 сентября 1896 года. Вот выписки из её решения.Так, Дума постановила: «Уполномочить городского главу возбудить ходатайство перед их высокопревосходительствами Министрами финансов и путей сообщения о том, чтобы проектируемая от Нижнего Новгорода через город Арзамас железная дорога примкнула к городу Саранску. Саранская городская Дума, возбуждая такое ходатайство перед правительством руководствуется нижеследующими мотивами: 1) В 20 верстах от г. Саранска на станции Московско-Казанской железной дороги Рузаевка образовался узел соединения многих важных железных дорог: так, в Рузаевке примкнула ветвь из Пензы и уже разрешена к постройке железнодорожная линия от Батраков. Такое узловое соединение создаёт близ г. Саранска новый торгово-промышленный центр. В несомненный ущерб и бесповоротную гибель для торговли и промышленности в Саранске».
Дальше говорится, что в городе построено три паровых мельницы, способные выработать до 1,5 млн пудов муки в год. Имеются также маслобойка, мыловаренный завод, трепальня пеньки, верёвочные заведения. И дальше: «примыкание проектируемой железной дороги от Нижнего Новгорода через Арзамас к Саранску, Саранская городская Дума усматривает единственное спасение для промышленности и торговли своего города, так как таким примыканием несомненно парализуется будущее торгово-промышленное значение села Рузаевка». Вот так. Ни больше ни меньше.

По правилам деления
В 1900 году была построена линия Рузаевка – Тимирязево (Красный Узел) и город Саранск получил выход к Нижегородской ярмарке и Казани.
Московско-Казанская железная дорога являлась одной из самых крупных дорог России. Проходила по территории Московской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Казанской губерний. Примечательно, что дорога просуществовала до 1936 года.
В соответствии с Постановлением Совета Народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) № 858 от 13 мая 1936 года и приказом НКПС № 62/Ц от 14 мая 1936 года из Московско-Казанской железной дороги организована Казанская железная дорога (г. Казань) и Московско-Рязанская железная дорога (г. Москва).
От Московско-Казанской железной дороги нам осталось направление (ещё его называют правительственный ход) Кустарёвка – Рузаевка – Сызрань, а также выход на Горьковскую железную дорогу через участок Инза – Ульяновск.
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31