18 января 2022 13:31

18 января 2022 13:31

фото: Роман Вяткин/пресс-служба КбшЖД

Полигон для «цифры»

На Куйбышевской дороге разрабатывают и внедряют прорывные технологии

На минувшей неделе, 7 октября, на Куйбышевской железной дороге состоялся технико-технологический совет по реализации цифровой трансформации в регионе дороги.
В заседании в режиме онлайн приняли участие представители Департамента информатизации ОАО «РЖД», центральных и региональных дирекций и служб, научного сообщества. Как отметил начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев, в настоящее время цифровая трансформация связана не просто с внедрением информационных систем и технологий, а с изменением целей, задач и подходов к реализации ключевых цифровых комплексных проектов, нацеленных на экономию и оптимизацию расходов.

Напомним, что в 2019 году ОАО «РЖД» стала одной из первых крупных компаний в стране, кто принял Стратегию цифровой трансформации. В этом году в соответствии с директивами Правительства РФ проводилась работа по актуализации документа. Так, в компании сохранили ориентир на архитектуру «цифровая платформа – цифровой сервис», при этом само количество платформ сократилось с восьми до семи. Тем не менее соответствующие сервисы планируется реализовать в рамках других платформ.

Одновременно с созданием платформ оптимизируются бизнес-процессы, развивается нормативная база и «цифровая» корпоративная культура. С учётом накопленного за два года опыта в компании нацелены исключить фрагментацию и разнонаправленные инициативы в планах цифровизации отдельных подразделений и хозяйств холдинга. Для этого помимо финансовой модели в Стратегию включена операционная модель цифровой трансформации, в основе которой 16 комплексных проектов, каждый из них – совокупность взаимосвязанных мероприятий по созданию цифровых сервисов, развитию платформ и обеспечивающих мероприятий. Как отметил первый заместитель начальника Департамента информатизации ОАО «РЖД» Герман Суконников, фокус управленческих решений смещается от локальных вопросов цифровизации конкретного подразделения или отдельной дороги к организации совместной работы смежных подразделений компании, к работе на общий результат.

Сейчас в хозяйствах полигона дороги развёрнута активная работа по разработке и внедрению прорывных технологий. К примеру, Куйбышевский ТЦФТО входит в рабочую группу по развитию «Личного кабинета» и принимает участие в подготовке технических заданий, тестировании разработанного функционала, активно развивает Центр коммерческой диспетчеризации, а также внедряет технологию приёма порожних и гружёных вагонов к перевозке в цифровом формате – «Цифровой приёмосдатчик», которую также можно отнести к «безлюдным технологиям». В Куйбышевской дирекции тяги работают над внедрением на полигоне Куйбышевской дороги систем беспилотного движения с применением квантовых криптографических технологий, а также готовы стать пилотом по внедрению предиктивной диагностики электровозов серии 2ЭС6.

Особое внимание в РЖД уделяют вопросам импортозамещения программного обеспечения. Напомним, что в компании реализуется план мероприятий по импортозамещению программного обеспечения, рассчитанный до 2024 года. В соответствии с методическими рекомендациями Минцифры России все мероприятия детализированы по 50 классам программного обеспечения. Уже в следующем году в 19 классах из 50 доля отечественного ПО превысит 70%. В целом же работа в данном направлении продлится до 2025 года.

С учётом того, что масштабные программы цифровой трансформации реализуют все крупные компании, сейчас разворачивается настоящая борьба за кадры – представителей «цифровых» специальностей. По словам начальника службы корпоративной информатизации Куйбышевской железной дороги Славяны Бут, для успешной реализации цифровой трансформации необходимо проводить регулярную работу по повышению уровня компетенций и мотивации специалистов и руководителей ИТ-блока. В связи с этим в текущем году сотрудниками службы был проведён цикл семинаров и совещаний, в том числе в формате «мозгового штурма», разработана комплексная программа повышения уровня цифровизации, а также образован Проектный офис. Помимо этого, на сайте службы создан раздел «Цифровая трансформация», а также на постоянной основе работники информируются через аккаунты в социальных сетях. На данный момент организована работа по опросу пользователей подразделений полигона Куйбышевской железной дороги по критериям оценки уровня цифровизации.

Подразделениями полигона дороги на автоматизацию бизнес-процессов было подготовлено 213 предложений, из них 144 предложения направлены в центральный аппарат компании. В результате 66 предложений получили одобрение для включения в Программу цифровизации ОАО «РЖД». Кроме того, в процессе «мозговых штурмов» сформированы шесть кросс-функциональных проектов в области цифровизации и роботизации. По проекту «Интеллектуальный Эльбрус» проводится работа по включению Куйбышевской железной дороги в пилотный полигон его внедрения, по проекту «Цифровая ПМС» предложения направлены на рассмотрение в Центральную дирекцию по ремонту пути, а по проекту «Цифровой пантограф» направлен запрос на инновацию в Центр инновационного развития.

По итогам технико-технологического совета перед железнодорожными структурами стоит задача по ускорению процесса внедрения цифровых технологий. Тем более что на дороге есть для этого необходимые ресурсы. Также начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев подчеркнул важность постоянного контроля реализации проектов цифровизации и необходимость проведения оценки цифровой зрелости подразделений.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в Яндекс.Дзен.
Ещё больше интересных новостей в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, друзья!
Александр Северов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31