05 декабря 2021 05:21

05 декабря 2021 05:21

фото: Пётр Гридин

Грузы прирастают летом

Куйбышевская магистраль совместно с грузоотправителями наращивает темпы погрузки

Игорь Хахулин,
начальник Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания

– Игорь Владимирович, как складывалась ситуация с погрузкой на полигоне Куйбышевской железной дороги в течение шести месяцев с начала 2021 года?
– В I квартале продолжалась негативная тенденция снижения погрузки, но благодаря проведённой работе с органами власти и грузоотправителями во II квартале нам удалось переломить ситуацию. В результате по итогам шести месяцев 2021 года объём погрузки на Куйбышевской дороге увеличился к аналогичному периоду 2020 года на 0,7%, или на 0,2 млн тонн. При плане 32,4 млн тонн выполнение составило 32,9 млн тонн. Основной рост погрузки произошёл за счёт зерновых грузов – на 58,6%, погрузка лома чёрных металлов выросла на 37,4%, промышленного сырья – на 10,5%, чёрных металлов – на 35,2% и каменного угля – в 16,7 раза.

– Какие номенклатуры грузов сохранили и даже нарастили динамику?
– За счёт стабилизации ситуации с COVID-19 и расширения списка стран, с которыми восстановлено транспортное сообщение, в первом полугодии по отношению к прошлому году увеличиваются объёмы транспортировки грузов. Так, высокий урожай зерновых культур в ПФО позволил увеличить погрузку зерновых грузов (+58,6%). В связи с ростом цен на лом чёрных металлов предприятиями на 37,4% увеличена погрузка как на внутреннем рынке, так и на экспорт и в страны СНГ. Прирост на 35,2% произошёл и по чёрным металлам, и всё благодаря увеличению спроса на экспорт листовой стали у ПАО «Ашинский метзавод» и катанки стальной у АО «Белорецкий меткомбинат». По промышленному сырью (+10,5%) вырос спрос на внутреннем рынке на продукцию у АО «Балашейские пески», ООО «Ташлинский ГОК», АО «Кварц» и ООО «Пугачёвский карьер».

Однако пока всё ещё сохраняется негативное влияние пандемии на рынок энергоносителей, а также сокращения добычи нефти из-за договорённостей стран ОПЕК+. Падение спроса на нефтепродукты послужило причиной изменения планов производства товарной продукции на многих нефтеперерабатывающих заводах: АО «РН-Транс» Башкирская площадка (–546 тыс. тонн, или 10,3%), ООО «Татнефть-Транс» (–424 тыс. тонн, или 10,5%).

– Реализация каких транспортно-логистических проектов способствует выполнению плана?
– В ОАО «РЖД» постоянно проводится работа по повышению уровня клиентоориентированности и качества транспортного обслуживания, а также особое внимание уделяется развитию логистических услуг. Для сегмента среднего и малого бизнеса на дороге действуют центры продажи услуг. Клиентам предлагается комплекс транспортных услуг: погрузо-разгрузочные работы, хранение, завоз/вывоз грузов автотранспортом, крепление грузов, промывка и очистка вагонов, предоставление подвижного состава по агентской схеме по разным направлениям перевозок груза. За первое полугодие 2021 года привлечено 210 новых клиентов, перевезено 798 тыс. тонн грузов.

Если для клиента важную роль играет скорость доставки груза, то в РЖД реализованы услуги по ускоренной доставке – «Перевозка грузов по графику» и «Грузовой экспресс». Они позволяют сократить время нахождения груза в пути за счёт проследования по специально разработанному расписанию.

Куйбышевским ТЦФТО проводится работа по новому сервису «Нефтяной экспресс» с ускоренной доставкой нефтепродуктов грузоотправителя АО «РН-Транс» с Куйбышевской дороги на станции Северо-Кавказской и Крымской дорог. Расширяется география сервиса «Зерновой экспресс» с Пензенского региона на станцию Туапсе-Сортировочная (эксп.). Проект успешно зарекомендовал себя с 2020 года и позволил перевезти более 130 тыс. тонн зерна на станцию Новороссийск (эксп).

В 2021 году продолжается работа по упрощению доступа к инфраструктуре ОАО «РЖД» по обращениям грузоотправителей и грузополучателей, в том числе по внесению изменений и дополнений в Тарифное руководство № 4 в части открытия станций для выполнения грузовых и коммерческих операций как на постоянной, так и на временной основе.

Особое внимание уделяется вопросу контейнеризации перевозок грузов. Так, за первое полугодие открыто 19 станций, в том числе 8 станций по параграфам, предполагающим проведение операций с крупнотоннажными контейнерами. В контейнерах перевезено 1,073 млн тонн груза.

Для организации контрейлерных перевозок на железной дороге открыты станции Кряж, Безымянка, Нижнекамск и Стерлитамак. На данный момент с потенциальными клиентами прорабатываются направления перевозки грузов назначением на Дальневосточную и Забайкальскую дороги.

Ещё одним источником развития контейнеризации на дороге стали перевозки мяса грузоотправителем ООО Мясоперерабатывающий комбинат «Атяшевский». Предприятие производит транспортировку мяса в рефсекциях со станции Саранск назначением на станцию Краснокаменск Забайкальской магистрали. В настоящее время прорабатывается вопрос организации данных перевозок в рефконтейнерах.

В январе со станции Черниковка впервые из Башкортостана была организована перевозка инновационного вида продукции «битум твёрдых марок» в контейнерах в Китай. Ранее перевозка твёрдого битума осуществлялась только в крытых вагонах. Новая технология отправки позволяет избежать перетарки груза в железнодорожный подвижной состав другой колеи или автотранспорт, что экономит время и финансовые затраты клиентов на дополнительные операции по перегрузке.

В феврале со станции Нижнекамск по мультимодальному маршруту был отправлен первый на направлении Нижнекамск – Новороссийск полносоставный ускоренный контейнерный поезд с 1152 тоннами минерального и 288 тоннами рапсового масла во флекситанках. По территории России поезд следовал без сортировки и расформирования, что позволило сократить сроки доставки груза до трёх суток. Для сравнения, нормативный срок доставки по этому маршруту – девять суток.

Из Башкирии в Китай в июне был отправлен первый полносоставный поезд с флекситанками через сухопутный погранпереход Забайкальск Забайкальской дороги. Поезд проследовал без переформирования не только по территории нашей страны, но и по территории КНР, что позволило сократить сроки доставки груза с двух месяцев до 15 суток, а также транспортные расходы грузоотправителя.

– Над какими проектами сейчас работают на дороге?
– Куйбышевской дорогой совместно с грузоотправителем ООО «РусГрейн» и правительством Пензенской области реализуется российско-китайский логистический проект «Пенза-Харбин», в рамках которого планируются контейнерные перевозки растительного масла во флекситанках, шрота в лайнер-бэгах и жмыхов. В качестве основной площадки для организации погрузки выступает станция Пенза-2.

Проект получил дополнительный импульс после состоявшегося в мае на Куйбышевской дороге транспортно-логистического форума PRO//Движение.Поволжье. В форуме приняли участие офлайн и онлайн более 500 организаций, включая крупнейших грузоотправителей и операторов подвижного состава, представителей органов власти. От многих предприятий были получены положительные отзывы об удобном формате, актуальной тематике и конструктивном диалоге. В ходе конференции было подписано соглашение о сотрудничестве между правительством Пензенской области, ОАО «РЖД» и ООО «РусГрейн». Перспектива реализации проекта «Пенза-Харбин» вызвала большой интерес, и в адрес ООО «РусГрейн» поступило более 100 обращений от грузоотправителей и грузополучателей ЦФО и Поволжья о рассмотрении возможности участия в данном проекте.

Сейчас в РЖД проводится работа по согласованию с железными дорогами КНР перевозок шрота и жмыха в контейнерах через погранпереход Забайкальск-эксп. Забайкальской магистрали. Помимо этого, рассматриваются дополнительные варианты перевозки данной продукции в контейнерах назначением в КНР. В настоящее время разрабатываются местные технические условия перевозки жмыха и шрота в контейнерах. Первая тестовая перевозка двух контейнеров с грузом «шрот» планируется в октябре. Отправка первого контейнерного поезда с грузом «рапсовое масло» во флекситанках по маршруту Пенза-2 – Забайкальск-эксп., а далее в Китай запланирована на сентябрь.

Также проводится работа по организации нового сервиса – перевозок грузов большегрузных автомобилей с полуприцепами на железнодорожных контрейлерных платформах. Проект особенно актуален на фоне экологической активности РЖД и объявленного в компании Года экологии. Преимущество данных перевозок не только в их экологичности, но и в возможности доставки грузов в регионы, где есть ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам в связи с климатическими условиями. Контрейлерные перевозки позволяют объединить возможности автомобильного и железнодорожного транспорта, а также привлечь дополнительные грузы на железную дорогу. Все эти факторы исключают сезонность данных перевозок, аварийность и загрузку федеральных трасс, а также загрязнение окружающей среды.

– Какие прогнозы дают грузоотправители на второе полугодие?
– Совместно с грузоотправителями на Куйбышевской дороге реализуется программа по достижению погрузки в 2023 году в объёме 77 млн тонн. В текущем году мы должны погрузить 67,5 млн тонн за счёт увеличения погрузки по нефтепродуктам и минерально-строительным грузам, расширения товарной продукции, географии поставок и определения новых точек роста для увеличения объёмов поставок.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в Яндекс.Дзен
Ещё больше интересных новостей в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, друзья!
Беседовал Лев Соболев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31