24 октября 2021 08:20

24 октября 2021 08:20

фото: Отдел инновационного развития

Каждой идее – детальную проработку

Лучшие инновационные проекты получат шанс на реализацию и тиражирование по сети

На Куйбышевской железной дороге определены победители открытых конкурсов инновационных проектов, направленных на научно-технологическое и инновационное развитие железнодорожного транспорта в Самарской области и Республике Мордовия.
Светлана Кишкина,
начальник отдела инновационного развития Куйбышевской железной дороги

– В текущем году Куйбышевская дорога активизировала работу с региональными администрациями по софинансированию востребованных инновационных проектов. Светлана Вячеславовна, насколько результативным можно считать формат открытых конкурсов?
– Конкурсы призваны поддержать инновационные проекты, реализуемые в регионах, чтобы получить новые перспективные, конкурентоспособные научно-технические и инновационные решения, направленные на развитие отрасли железнодорожного транспорта.

Куйбышевская стала первой на сети дорог, кто проработал и внедрил различные механизмы финансовой помощи для адаптации и ускорения испытаний инновационных разработок на инфраструктуре железных дорог, в том числе с привлечением средств из региональных бюджетов. Напомню, в прошлом году при поддержке министерства экономического развития и инвестиций Самарской области и Центра инновационного развития ОАО «РЖД» был организован первый конкурс инновационных проектов, соответствующих запросам Куйбышевской магистрали на инновационное развитие. В рамках конкурса девять проектов были признаны победителями, и все они – с перспективами тиражирования в РЖД.

К примеру, компания ООО «АЛЬФА КОНСАЛТ» в рамках гранта разработала измерительное устройство «Мобильный измеритель габаритов», которое успешно прошло испытания, получило сертификат на соответствие ГОСТ. В настоящее время Куйбышевской железной дорогой совместно с ООО «Альфа Групп» выполняется работа по включению «Мобильного измерителя габаритов» в Реестр средств измерений, испытательного оборудования и методик (методов) измерений, применяемых в ОАО «РЖД».

Другой победитель – группа компаний «АКОМ» – за счёт средств гранта изготовила два энергоблока для моторвагонного подвижного состава серии ЭД4М, характеристики данных устройств подтверждены предварительными и эксплуатационными испытаниями в депо Безымянка. Результаты проведённых испытаний направлены в Центральную дирекцию моторвагонного подвижного состава и Департамент технической политики. В соответствии с ГОСТ 15.902-2014 для выдачи рекомендаций о целесообразности постановки на производство и о готовности разработанной конструкторской документации к производству энергоблоков ЭБВ ЭД4М планируется заседание приёмочной комиссии.

– Как проходила заявочная кампания и выбор победителей в Самарской области?
– На открытые конкурсы инновационных проектов в Самарской области были поданы 13 заявок, которые Инновационный фонд Самарской области проверил на соответствие требованиям к форме и составу конкурсной документации. В результате было допущено к участию в конкурсе 11 проектов. Из них после рассмотрения конкурсной комиссии под председательством заместителя министра экономического развития и инвестиций Самарской области Алексея Ильметова были выбраны три победителя. В состав экспертов и членов конкурсной комиссии в текущем году вошли также руководители и специалисты Центра инновационного развития, Проектно-конструкторско-технологического бюро по системам информатизации – Центра цифровых технологий (ПКТБ – ЦЦТ), ООО «РЖД-Технологии».

Так, грант в размере 3,5 млн руб. получила компания ООО «НордВольт-УНТ», представившая проект «Разработка пилотного образца программно-аппаратного комплекса автоматизированного учёта технологических производственных операций работников ОАО «РЖД» в сфере организации движения поездов». Функциональный заказчик проекта – Куйбышевская дирекция управления движением.

Данная разработка объявлена победителем открытого запроса 2020 года Центральной дирекции управления движением «На поиск инновационных решений и технологий для автоматизированного учёта производственных операций работников ОАО «РЖД» в сфере организации движения поездов». В настоящий момент ввод информации о фактическом времени и трудоёмкости выполнения производственных операций в сфере обеспечения безопасности движения поездов производится только путём ручного ввода данных в информационные системы АСУ «Станция» и «Мобильное рабочее место». Данный способ имеет два существенных недостатка. Во-первых, ручной ввод данных несёт дополнительные трудозатраты для сотрудников, задействованных в сфере организации движения поездов. Во-вторых, отсутствует объективный контроль за корректностью произведённых операций. Автоматизированный учёт технологических производственных операций работников ОАО «РЖД» в сфере организации движения поездов с помощью искусственного интеллекта решает и ту, и другую проблемы.

В настоящее время по проекту ведутся работы по установке программно-аппаратного комплекса для старта обучения нейронной сети – испытательным полигоном выбрана железнодорожная станция Кинель. Реализовать проект в соответствии с техническим заданием и заявленным графиком мы планируем до конца 2021 года. Положительные результаты опытной эксплуатации позволят сделать заключение о перспективных возможностях программно-аппаратного комплекса по автоматизированному объективному контролю выполнения технологических операций, обеспечивающих безопасность движения поездов.

Самарский государственный университет презентовал проект «Программное обеспечение для обработки информации с беспилотных летательных аппаратов» и получил грант на его реализацию в размере 3,5 млн руб. Функциональным заказчиком проекта выступила Куйбышевская дирекция тяги, а реализовать его планируется на базе эксплуатационного локомотивного депо Самара.

Использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) позволит проводить натурные осмотры зданий и сооружений, в том числе высотных, выявлять теплопотери, осматривать и определять недостатки на удалённых участках. Использование в работе БПЛА также позволит производить проверки работы локомотивных бригад на удалённых станциях, вести оперативный контроль при возникновении чрезвычайных ситуаций. Уже готов прототип программного обеспечения, предназначенного для обработки информации с беспилотных летательных аппаратов. Требуется проведение предпроектного обследования – облёта – объектов Куйбышевской дирекции тяги, чтобы обучить нейронные сети выявлять требуемые параметры предложенного программного обеспечения.

– Стимулировал ли новый конкурс попробовать пройти отбор участников прошлого года?
– Да, вновь очень успешно попробовали свои силы разработчики компании ООО «АЛЬФА КОНСАЛТ», вошедшие в прошлом году в число победителей конкурса. На этот раз они вышли с проектом «Дополненная реальность AR-Альфа», функциональным заказчиком которого выступила Куйбышевская дирекция по энергообеспечению. Проект планируется к реализации на тяговой подстанции.

Работа в электроустановках относится к категории повышенной опасности, кроме того, электроэнергетика становится более интеллектуальной, процессы и оборудование усложняются. Как следствие – возрастает цена риска при неправильном обслуживании или ремонте. Инструменты дополненной реальности придут на помощь и снизят эти риски, позволяя специалистам на производстве сократить число ошибок и нерациональных решений.

Как известно, среда дополненной реальности дополняет окружающее нас пространство в реальном времени. Она создаётся проецированием цифровой информации (текста, изображений, графики, видео) на экран различных устройств. Это достигается с помощью специальных программ для очков дополненной реальности, а в ряде случаев – смартфонов, планшетов. Таким образом, реальное пространство в электроустановках дополнится необходимой служебной информацией в цифровом пространстве очков дополненной реальности.

– Насколько успешным можно считать опыт сотрудничества в сфере продвижения инноваций с Республикой Мордовия?
– Конкурс с общим грантовым фондом в 10 млн руб. проводился совместно с Агентством инновационного развития Республики Мордовия.

Тематика предусматривала несколько ключевых направлений: сквозные цифровые технологии для подвижного состава и инфраструктуры, внедрение энергоэффективных технологий, инновационная и импортозамещающая продукция с улучшенными характеристиками, иные предложения, соответствующие направлениям инновационного развития ОАО «РЖД». Каждое из них предполагало различные варианты реализации.

Агентство инновационного развития Республики Мордовия провело проверку поданных проектов, допустив семь из них к участию в конкурсе. В результате представления и обсуждения проектов конкурсная комиссия, состоящая из экспертов со стороны Куйбышевской железной дороги, органов власти и институтов развития Республики Мордовия, под председательством первого заместителя министра промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия Сергея Кулебякина определила сразу пять победителей.

Среди них ООО «Конструкционные Композиты» с проектом «Разработка композитных настилов пешеходных переходов через железнодорожные пути в соответствии с СП 227.1326000.2014. Свод правил. Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями».

Основная цель разработки продукта из стеклокомпозита – повышение экономической эффективности использования материала в конструкциях железнодорожной инфраструктуры за счёт снижения эксплуатационных затрат. Положительный эффект достигается благодаря уникальным свойствам стеклокомпозитных материалов по сравнению с классическими (сталь, алюминий, ПВХ, бетон). Композитные настилы с антискользящим покрытием разрабатываются для замены деревянных и прочих используемых в настоящее время настилов, чтобы улучшить потребительские свойства и увеличить срок эксплуатации изделий.

Опытные инновационные образцы будут изготовлены из композита методом пултрузии, а в качестве состава композита будут использоваться полиэфирные смолы, армированные стекловолокном и стекломатом. На поверхность наносится противоскользящее покрытие в виде крупнозернистого песка или высокопрочной крошки карбида кремния. Данное покрытие наносится на клеевую основу, обеспечивающую надёжность крепления и длительные сроки эксплуатации. Состав композита, а также геометрия профиля для пешеходного настила рассчитываются таким образом, чтобы обеспечить прочностные характеристики настила пешеходного 3-й категории (СП 227.1326000.2014).

Проект планируется реализовать в течение 2021 года, а по результатам проведённых испытаний опытных образцов будет принято решение о целесообразности развития и модернизации существующих и применяемых конструкций пешеходных переходов на железнодорожном транспорте с использованием инновационных композитных материалов.

«Систему видеоаналитики для контроля использования средств индивидуальной защиты и контроля нахождения людей в опасных зонах» представило ООО «ЗАБРА». Функциональный заказчик проекта – служба вагонного хозяйства, которая планирует его к реализации в пункте текущего отцепочного ремонта (ТОР) Рузаевка.

Для обеспечения использования СИЗ работниками здесь предлагается использовать предобученную нейронную сеть и систему видеонаблюдения, выявляющую отсутствие СИЗ при производстве работ и нахождении в опасных зонах. В целях идентификации работников и контроля их местоположения предлагается оснастить их носимыми метками с возможностью позиционирования на территории ТОР. Метки также служат приёмными устройствами для оповещения работников в случае выявления нарушений или нахождения в опасной зоне. Разработаны математические модели и алгоритмы для детекции, идентификации и отслеживания перемещений людей в поле зрения нескольких видеокамер с привязкой к общей координатной системе. Определение расстояния между осмотрщиком вагонов и подвижным составом с точностью позиционирования не более 0,5 метра. В рамках проекта планируется создание программного обеспечения для контроля использования СИЗ по данным видеонаблюдения и системы позиционирования и оповещения, использующей носимые метки.

ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарёва» презентовал сразу три проекта.

Первый – «Виртуальное техническое обучение правилам охраны труда при ликвидации повреждения контактной сети, ВЛ, ДПР и при аварийно-восстановительных работах на электрифицированном участке».

Вторая предложенная университетом разработка – «Система проецирования информации для машиниста на лобовое стекло МВПС». Функциональный заказчик – Куйбышевская дирекция моторвагонного подвижного состава. Машинист для получения визуальной информации, необходимой для ведения поезда, отвлекается на наблюдение за объектами инфраструктуры, показаниями приборов, свободен ли путь и т.д. И всё это – через лобовое стекло, а внимание нужно удерживать и на приборах в кабине электропоезда. В рамках проекта планируется разработать прототип устройства для проецирования служебной информации для машиниста на лобовое стекло моторвагонного подвижного состава, чтобы во время движения машинисту не приходилось отвлекаться на показания приборов, установленных в кабине.

Третий проект – «Программное обеспечение для обработки информации с БПЛА», функциональным заказчиком которого выступает Куйбышевская дирекция по ремонту пути. Разрабатываемое ПО должно автоматизировать процесс анализа фото- и видеоматериалов, снятых дронами, для оценки статуса и динамики путевых работ, выполнять построение высокоточных объёмных моделей места проведения работ. Значительно облегчит работу специалистов дирекции возможность определения объёма балластной призмы, сыпучих грузов, геометрических параметров пути, ведения оперативного контроля при проведении ремонтно-путевых работ.

Уже изготовлен прототип программного обеспечения, предназначенного для обработки информации с беспилотных летательных аппаратов, но так же как и в других проектах, связанных с их использованием, для обучения нейронных сетей необходим облёт объектов путевой инфраструктуры.

– Как дальше будет выстраиваться работа с проектами-победителями?
– По уже отработанному алгоритму с инновационными предложениями будет проведена работа по доработке прототипов в соответствии с техническими заданиями функциональных заказчиков, организованы допуск на инфраструктуру и испытания. При положительных результатах опытной эксплуатации проекта региональной инновационной площадкой «Трансфер инноваций» будут разработаны рекомендации для рассмотрения проекта функциональными филиалами ОАО «РЖД», которые будут принимать решение о тиражировании инновационной продукции на сети железных дорог.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в Яндекс.Дзен
Ещё больше интересных новостей в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, друзья!
Беседовала Анастасия Швечкова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31