21 октября 2021 02:48

21 октября 2021 02:48

фото: Архив депо

Как звучит опасность?

Внимательность и острый слух железнодорожника предотвратили трагедию

Мастер участка производства эксплуатационного вагонного депо Круглое Поле Виктор Клинюшин обнаружил разрушение буксового узла в грузовом составе с особо опасным грузом.
В тот майский вечер Виктор Иванович заступил на дежурство в пункте технического осмотра вагонов станции Ульяновск-Центральный. Около четырёх часов утра получил от оператора разрешение на осмотр и поспешил на 11-й путь станции, куда с Бугульмы прибыл наливной грузовой состав с нефтью.

«Как обычно, вышли на осмотр поезда с напарником, зашли с двух сторон, – рассказывает Виктор Клинюшин. – Было ещё темно, поэтому осматривал состав с помощью фонарика. Одна из технологий нашей работы – это удар молотком по диску и смотровой крышке буксового узла, для того чтобы определить, нет ли трещины в диске колёсной пары. Глухой звук предполагает неисправность. В ночное время дефект можно и не заметить, здесь нужно полагаться только на слух. Я прошёл примерно половину состава, когда в одном из вагонов после удара по смотровой крышке услышал обратный звук. Это означало, что внутри могла затаиться разрушенная деталь».

Виктор Иванович остановился и, чтобы убедиться в своих догадках, нанёс ещё несколько ударов молотком. Звук подтвердился. После этого он внимательно осмотрел буксу с внутренней стороны и увидел, что она уже сдвинулась в сторону от колёсной пары. Немедленно доложил о случившемся старшему осмотрщику-ремонтнику вагонов. Когда вместе с ним отвернули гайки и болты смотровой крышки, то оба схватились за голову, увидев торцевое разрушение подшипника.

«Даже страшно себе представить, что было бы, если бы вовремя не обнаружил этот дефект, – вспоминает Виктор. – От падения колёсную пару удерживала висевшая на волоске боковина.

В любой момент мог произойти сход вагона, а ведь в нём было больше 60 тонн нефти. Конечно, от катастрофы мог уберечь контрольный прибор нагрева букс, которых много сейчас расставлено на перегонах, но ведь в таком состоянии вагон «благополучно» проследовал немало перегонов».

Вагон с дефектом был отцеплен и доставлен отдельным локомотивом в пункт текущего ремонта для устранения неисправности.

Виктор Иванович работает на железной дороге 42 года. Трудовая биография этого человека очень богата и разнообразна. Он начинал работать осмотрщиком-ремонтником вагонов на своей родине, станции Лиски Юго-Восточной дороги.
«Меня сразу предупредили, что работа ответственная, от неё во многом зависит безопасность движения, – говорит Виктор Клинюшин. – Тогда впервые я услышал это словосочетание, которое за эти годы буквально въелось в моё
сознание».

В 1986 году Виктор Иванович окончил в Ростове-на-Дону институт железнодорожного транспорта и прибыл по распределению в Ульяновск. Работал старшим осмотрщиком-ремонтником вагонов эксплуатационного вагонного депо Круглое Поле, потом мастером. В 1989 году был назначен на должность заместителя начальника Ульяновской дирекции по обслуживанию пассажиров (ныне – вагонный участок Ульяновск).

В его трудовой книжке есть совсем необычная для вагонника запись – начальник поезда Димитровград – Москва, где он трудился семь лет.

Но самый большой стаж Виктор Клинюшин накопил во время работы в ревизорском аппарате Волго-Камского региона – 21 год.

Виктор Иванович вспоминает, как уже в первый год работы в должности ревизора по безопасности он на жутком примере испытал всю важность своей профессии. На станции Албаба Горьковской дороги потерпел крушение грузовой поезд, который был отправлен со станции Ульяновск-Центральный. Причиной аварии послужил излом шейки оси колёсной пары. В ту пору ещё не было прибора контроля нагрева букс, и неисправность вовремя не обнаружили. В аварийных работах участвовали два восстановительных поезда.

«Удручающая картина до сих пор стоит у меня перед глазами, – признаётся Виктор Иванович. – Тогда я понял, что в вопросах безопасности мелочей не бывает».

В ревизорском аппарате Виктор Иванович контролировал привычное для себя вагонное хозяйство. При проверке обращал внимание на выполнение технологии технического обслуживания вагонов на ПТО, подготовку грузовых и пассажирских поездов, а также качественный осмотр состава перед его выходом в рейс.

«Хороший ревизор должен уметь не только выявить недостатки в работе проверяемого подразделения железной дороги, но знать то, как их исправить, каким образом повлиять на устранение выявленных недочётов не только наказанием, но советом из собственного опыта», – считает Виктор Иванович.

Осмотр вагонов герой нашей публикации всегда проводит очень тщательно, не торопясь, с пролазкой, наличием всех необходимых инструментов и т. д. При этом он утверждает, что в работе не пользуется какими-то особыми секретами и имеет при себе самый необходимый набор осмотрщика – шаблоны, ключи, молоток, фонарик.

«Конечно же, сложная современная аппаратура, в том числе и диагностическая, в распоряжении вагонников имеется, но находится она на перегонах, – говорит Виктор Клинюшин. – Поэтому всё зависит от нашего внимания. Специфика нашей работы – всегда быть начеку. И небольшой арсенал вагонника, и его амуниция всегда должны быть в полном порядке, ведь любая расхлябанность грозит неприятностью».

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в Яндекс.Дзен
Ещё больше интересных новостей в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, друзья!
Александр Савенков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31