25 октября 2021 11:23

25 октября 2021 11:23

фото: Пётр Гридин

Научиться экономить

Вектор роста внутренней эффективности компании задаёт Сводная программа

На минувшей неделе, 25 июня, на Куйбышевской железной дороге состоялся технико-технологический совет по вопросам реализации Сводной программы по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов.
На совещании под председательством начальника Куйбышевской железной дороги Вячеслава Дмитриева с участием директора ОАО «РЖД» по операционной эффективности – начальника департамента экономики Владимира Гапонько и начальника Управления повышения эффективности деятельности Марии Радиной обсуждались результаты выполнения программы в 2020 году и I квартале 2021 года, а также задачи до 2025 года.

В настоящее время в ОАО «РЖД» Сводной программе по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов уделяется повышенное внимание. Она не только аккумулирует целевые программы, но и становится катализатором внутренних преобразований для выполнения задач, поставленных Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД». В связи с изменением макроэкономических прогнозов и направлений развития экономики в компании идёт процесс её актуализации на срок уже до 2030 года. Параллельно продолжается работа по актуализации Долгосрочной программы повышения операционной эффективности, и уже поставлена амбициозная задача ежегодно уменьшать себестоимость на 2%. Для железных дорог это вызов, ответом на который должно стать повышение конкурентоспособности на рынке транспортных услуг.

Долгосрочные цели позволяют стратегически подойти к процессу, акцентировав внимание на внедрении новых техники и технологий, поиске и продвижении инноваций, цифровизации и реализации проектов бережливого производства.
На Куйбышевской накопился опыт в реализации сводных программ, совершенствовании нормативной базы по организации ремонта и технического обслуживания оборудования, оптимизации программ оздоровления объектов инфраструктуры за счёт комплексного подхода к организации их содержания и ремонта, выполнении программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализации проектов бережливого производства, а также выполнении программы повышения эффективности эксплуатации малодеятельных железнодорожных линий и т. д. По итогам 2020 года и I квартала 2021 года благодаря выполнению программы повышения эффективности и оптимизации расходов на дороге был достигнут положительный финансовый результат. Так, в 2020 году экономический эффект от реализации данных программ превысил 2,3 млрд руб.


Движение к экономии

В Куйбышевской дирекции управления движением по итогам работы за 2020 год и I квартал 2021 года программа мероприятий по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов выполнена в полном объёме.

За счёт комплекса мер, в том числе по увеличению количества поездок по технологии удлинённых плеч обслуживания, увеличению времени полезной работы локомотива на станциях приписки и в пунктах оборота, а также обновлению локомотивного парка, в дирекции улучшили ключевые показатели.

Большое внимание в дирекции уделяют автоматизации технологических процессов. Яркий пример успешной реализации данного направления на практике – запуск весной этого года диспетчерской централизации «ДЦ ЮГ» на участке Инза – Нурлат. Напомним, техническое перевооружение 350-километрового участка велось с 2013 по 2020 год по инвестиционной программе ОАО «РЖД». В результате все 42 станции и перегоны на участке были дооснащены средствами технической диагностики и мониторинга технического состояния устройств железнодорожной автоматики и телемеханики, работа станций полностью автоматизирована и переведена на диспетчерское управление.

Реализация данного проекта создала предпосылки для создания Центра управления станциями. Проект предполагает управление станциями, в том числе маневровой работой и подачей-уборкой вагонов на пути необщего пользования с удалённого места дежурного по станции, расположенного в ДЦУП либо на одной из станций участка. К примеру, создание подобного центра управления станциями участка Инза – Нурлат позволит высвободить рабочее время поездных диспетчеров участка и повысит качество как планирования местной работы станций, так и использования маневровых локомотивов. До 2025 года предлагается организовать такие единые Центры управления станциями на участках Новообразцовое – Кустарёвка и Пенза – Пачелма.

Тяга к обновлению

В Куйбышевской дирекции тяги особое внимание уделяют мероприятиям, связанным с оптимизацией расходов на топливно-энергетические ресурсы. Добиться экономии планируется в том числе за счёт совершенствования технологии управления движением поездов. Реализовать проекты планируется совместно с Куйбышевской дирекцией управления движением и Куйбышевской дирекцией инфраструктуры, то есть на стыке взаимодействия смежных хозяйств. Также акцентировано внимание на повышении энергетической эффективности и внедрении системы ресурсосбережения. Значительный эффект в дирекции рассчитывают получить и от обновления парка тягового подвижного состава – наполнения полигона дороги более мощными и при этом экономичными машинами.

Инновации миллионы сберегут

На сегодняшний день Куйбышевская дорога является одной из первых на сети, кто реализует инновационные проекты в рамках Сводной программы мероприятий по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов.

Напомним, в 2019 году на Куйбышевской дороге был создан отдел инновационного развития, а в декабре 2020 года открылась региональная инновационная площадка «Трансфер инноваций», для которой приоритетом является не только поиск внешних идей, адаптация их под требования железнодорожной инфраструктуры и доведение каждого конкретного инновационного проекта до внедрения, но и ускорение внедрения инновационных технологий с отражением экономического эффекта в программе повышения операционной эффективности. На сегодняшний день рассмотрено порядка 760 предложений, сейчас в активной фазе находится 77 проектов с потенциальным экономическим эффектом свыше 320 млн руб.

В июне текущего года отделом совместно с Центром инновационного развития ОАО «РЖД» подготовлен пакет обосновывающих документов по пяти проектам высокого уровня готовности технологий для включения их в программу поддержки инноваций с целью адаптации и внедрения в репрезентативном объёме непосредственно на железнодорожной инфраструктуре. Экономический эффект от их внедрения может составить 24,8 млн руб. Ещё три проекта доведены до стадии закупки и отражения эффектов в Сводной программе мероприятий по повышению операционной эффективности и оптимизации расходов ОАО «РЖД» на общую сумму 455 тыс. руб.

На базе площадки организована работа центра прототипирования. Расчёт экономического эффекта показал, что стоимость изготовления деталей методом 3D-печати может быть до пяти раз меньше, чем закупочная цена. На сегодняшний день здесь уже организована 3D-печать трёх основных наименований для Куйбышевской дирекции инфраструктуры.

В текущем году совместно с Центром инновационного развития на опыте Куйбышевской дороги для всей сети разработаны рекомендации по привлечению внешнего финансирования.

В прошлом году Куйбышевская железная дорога стала первой на сети, кто реализовал совместно с министерством экономического развития Самарской области проект по софинансированию инновационных разработок в интересах ОАО «РЖД». В текущем году данный опыт тиражирован и на Республику Мордовия.

Как отмечалось на технико-технологическом совете, проектная деятельность имеет ключевое значение для РЖД. Причём речь идёт даже не столько о крупных, сколько о небольших, но детально проработанных проектах, способных обеспечить реализацию программы повышения эффективности.
Александр Алексеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31