27 октября 2021 23:12

27 октября 2021 23:12

фото: Интернет

Именем Куйбышева

Почти две трети общей истории магистрали связаны с именем видного советского деятеля

Текущий 2021 год – особенный для Куйбышевской магистрали, юбилейный. Вот уже 85 лет деятельность передовой железной дороги страны связана с именем Куйбышева. С тех пор как 23 мая 1936 года Самаро-Златоустовская дорога была переименована в железную дорогу имени В.В. Куйбышева. В связи с этим считаем уместным рассказать молодым железнодорожникам как о предпосылках переименования, так и о личности самого Валериана Куйбышева, с именем которого дорога прошла большую часть своей 147-летней истории, пережила тяжёлые годы войны, сформировалась, окрепла и продолжает современное развитие.
В биографии борца за дело коммунистической партии Валериана Владимировича Куйбышева немало интересных фактов. Он родился в дворянской семье, состоящей из потомственного военнослужащего и учительницы. Идеями социал-демократов и марксистов он увлёкся в ранней юности, ещё будучи воспитанником сибирского кадетского корпуса.

В Самару Валериан Куйбышев попадает уже сформировавшимся революционером, познавшим тяготы полицейского надзора, ссылки и тюрьмы, в решающем 1917 году. Тогда он возглавляет Самарскую организацию Российской социал-демократической рабочей партии. В октябре 1917 года участвует в установлении советской власти в Самаре. Является председателем Самарского революционного комитета и губернского комитета партии большевиков. Во время гражданской войны 1918–1920 годов он комиссар и член революционного военного совета 1-й и 4-й армий Рабоче-крестьянской Красной армии.

Во время обстрела обороняющейся Самары войсками Чехословацкого легиона 8 июня 1918 года Валериан Куйбышев вместе с руководством спешно эвакуируется в Симбирск. Вернулся назад уже после падения поддерживаемого белочехами антибольшевистского правительства КОМУЧа в октябре того же года. После возвращения жил вместе с другими большевиками в доходном доме купца Покидышева, который и поныне стоит на улице Фрунзе в Самаре.

После гражданской войны Валериан Куйбышев показал себя грамотным руководителем в народном хозяйстве страны.

Куйбышев непосредственно участвовал в составлении народно-хозяйственных планов первой и второй пятилеток. С апреля 1921 года он является членом Президиума Высшего совета народного хозяйства и с ноября – начальником Главэлектро. Куйбышев работает над внедрением и претворением в жизнь государственного плана электрификации советской России (ГОЭЛРО). Разработка плана электрификации страны велась под руководством Глеба Кржижановского. Личность этого видного политического деятеля напрямую связана с нашей железной дорогой. На заре своей деятельности Глеб Максимилианович руководил самарским локомотивным депо.

С ноября 1930 года Валериан Куйбышев возглавил вместо Глеба Кржижановского Госплан СССР, одновременно став заместителем председателя Совета народных комиссаров (СНК) и Совета труда и обороны (СТО). С февраля 1934 года Куйбышев – председатель Комиссии советского контроля, с мая 1934-го – первый заместитель председателя СНК и СТО.

Современники запомнили Куйбышева как открытого, музыкально одарённого человека с поэтическим даром. Нередко он декламировал стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Он и сам с детства сочинял стихи. Как и у многих его соратников-революционеров, стихи зачастую рождались в процессе долгого пребывания в заключении.

Валериан Куйбышев отметился в истории и как просветитель. Он считается одним из инициаторов первого издания Большой советской энциклопедии. В дальнейшем он стал членом главной редакции издания.

Умер советский государственный и партийный деятель 25 января 1935 года в Москве. Уже через два дня после его смерти постановлением ВЦИК СССР Самара была переименована в Куйбышев. В официальных сообщениях говорилось, что переименование Самары было проведено «по многочисленным просьбам трудящихся», организовавших после смерти деятеля траурные митинги на городских предприятиях.

В 1991 году Самара вернула обратно своё исконное имя, пробыв городом Куйбышевом 56 лет. При этом по какой-то прихоти истории и смерть человека, фамилия которого в одночасье заменила название города Самары, и новое обретение городом прежнего имени произошло в один и тот же день – 25 января.

85 лет тому назад постановлением ЦИК СССР от 23 мая 1936 года Самаро-Златоустовская железная дорога переименована в железную дорогу имени В.В. Куйбышева. За годы работы магистрали с момента её переименования она существенно расширила границы, сформировалась и окрепла. Датой её образования считается 26 мая 1936 года. В 1936 году дорога состояла из Самаро-Златоустовской железной дороги, ряда участков Московско-Казанской железной дороги и бывшей Сызрано-Вяземской железной дороги.

В 1936-м в состав дороги вошёл участок Дёма – Ишимбаево, присоединены линии Сызрань – Кузнецк и Сызрань – Инза.

В годы войны дорога обеспечивает бесперебойную подачу ресурсов из тыла к фронту и эвакуацию заводов и жителей в глубь страны. В 1942 году была ликвидирована созданная в 1939 году Пензенская дорога, а её участки распределены между дорогами имени В.В. Куйбышева и Юго-Восточной. В августе 1944 года в состав нашей магистрали включена была линия Киндяковка – Сызрань – Сенная. В мае 1953 года железная дорога имени В.В. Куйбышева становится Куйбышевской железной дорогой.

А в 1959 году в её состав входит Уфимская магистраль, ранее существовавшая самостоятельно. Пятьдесят лет назад, в 1971 году, за досрочное выполнение заданий пятилетнего плана Куйбышевская дорога награждена орденом Ленина.
История Куйбышевской магистрали – это огромная летопись, включающая в себя и сложные периоды, и время побед, подвигов и достижений. Нашу историю с именами выдающихся личностей сегодня необходимо сберечь для будущих поколений.
Александр Лысак
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31