25 октября 2021 09:25

25 октября 2021 09:25

фото: Пресс-служба КбшЖД

На принципах процессного подхода

В текущем году в ОАО «РЖД» утверждена новая редакция программы мероприятий по расширению применения процессного подхода в управлении холдингом на 2021–2022 годы. На её основе на Куйбышевской железной дороге разработан и реализуется план по проектированию, анализу и трансформации процессов.
Сегодня процессный подход является основой всех современных систем управления.

В ОАО «РЖД» уже многое сделано в направлении внедрения процессного управления. Модели процессов, сформированные в автоматизированной системе управления бизнес-моделированием (АСУ БМ), являются обязательным условием при актуализации программы мероприятий по повышению операционной эффективности и сокращению расходов, при внедрении проектов бережливого производства, при разработке регламентов бизнес-процессов, при подготовке предложений по изменению процесса и при обосновании организационных изменений.

При внедрении процессного подхода огромное значение уделяется обучению сотрудников навыкам моделирования процессов в АСУ БМ. До начала пандемии на базе Куйбышевского учебного центра профессиональных квалификаций состоялись пять обучающих семинаров. Значительная работа в этом направлении проведена и в 2020 году, когда обучение прошли 120 человек. Как уточнили в отделе корпоративного управления и реализации стратегии Куйбышевской железной дороги, в дистанционном режиме обучение выстраивалось индивидуально с каждым моделировщиком через нормоконтроль разработанных моделей. Такой подход обеспечил дополнительную экспертную поддержку подразделений и развитие компетенций сотрудников в области моделирования. В текущем году дополнительно выделено 30 лицензий АСУ БМ.

За последние два года на Куйбышевской дороге проведена масштабная работа по описанию процессов РЦКУ и региональных дирекций в состоянии «как есть». В частности, построены 194 модели организационной структуры, разработаны модели описания состава процессов по всем подразделениям, расположенным в границах дороги, а также детально описаны более 3,5 тыс. процессов собственно самого РЦКУ и региональных дирекций.

Ход выполнения работ по моделированию, анализу и совершенствованию процессов на Куйбышевской железной дороге рассматривался на экспертной группе по вопросам расширения применения процессного подхода. В результате была создана Единая процессная модель полигона Куйбышевской железной дороги, синхронизированная с картой процессов верхнего уровня холдинга «РЖД». Кроме того, в прошлом году на Куйбышевской железной дороге реализован проект по разработке Единой процессной модели железнодорожной станции Кинель, который получил высокую оценку руководства компании. В результате выполнения работы детально описаны более 500 процессов, реализуемых в узле и увязанных между собой в сквозные цепочки. Также были подготовлены предложения по оптимизации основного сквозного процесса «Организация работы на станции Кинель с грузовыми поездами».

В текущем году на дороге реализуется сразу два крупных проекта, основанных на принципах процессного подхода.

«Первый проект – «Формирование единой процессной модели РЦКУ» – нацелен на повышение эффективности деятельности подразделений и качества предоставляемых услуг, – рассказывает первый заместитель начальника Куйбышевской железной дороги по экономике, финансам и корпоративной координации Дмитрий Прокопенко. – В рамках проекта владельцами процессов – подразделениями РЦКУ – проводится анализ разработанных процессов в состоянии «как есть», подготавливаются и направляются в экспертную группу предложения по их совершенствованию. Затем все предложения проходят экспертную оценку. В качестве экспертов привлекаются специалисты службы управления трудовыми ресурсами и организационной структуры, Центра повышения эффективности труда персонала, службы технической политики, технологической службы, службы экономики и финансов, службы корпоративной информатизации и Самарского информационно-вычислительного центра. После рассмотрения и одобрения предложений владельцы процессов обеспечивают проектирование процессов в состоянии «как должно быть» и расчёт трудоёмкости процессов до и после оптимизации».

На сегодняшний день на заседаниях экспертной группы рассмотрено 55 предложений по совершенствованию процессов от 13 подразделений РЦКУ. В основном они направлены на исключение дублирующих функций и замену особо трудоёмких операций, связанных с ручным вводом информации программными роботами. Их реализация будет способствовать повышению производительности труда и сокращению трудозатрат.

Второй крупный проект – разработка процессной модели планирования, разработки, предоставления и использования технологических «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ. Сейчас в АСУ БМ сформирована сквозная цепочка, описывающая процесс от планирования ремонтно-строительных работ до сдачи в эксплуатацию отремонтированных километров пути. На следующем этапе все процессы сквозной цепочки будут описаны детально в формате «ЕРС». Результатом разработки процессной модели должны стать предложения по актуализации инструкции о порядке планирования, разработки, предоставления и использования технологических «окон» для ремонтных и строительно-монтажных работ в ОАО «РЖД».
Александр Алексеев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31