25 января 2022 11:28

25 января 2022 11:28

фото: Ирина Победённая

Приблизить будущее

На Куйбышевской железной дороге развивают механизмы для ускорения внедрения инноваций

На прошлой неделе, 15 апреля, в рамках технико-технологического совета под председательством начальника Куйбышевской железной дороги Вячеслава Дмитриева обсуждалось взаимодействие с субъектами РФ в области становления экосистемы инноваций и создания новых финансовых инструментов для ускорения внедрения высокотехнологичной продукции.
Гибридный формат позволил значительно расширить географию мероприятия и задействовать в дискуссии представителей Центра инновационного развития ОАО «РЖД», ООО «РЖД-Технологии», министерств экономического развития, промышленности и торговли Самарской и Ульяновской областей, Республик Мордовия, Татарстан и Башкортостан, научного сообщества СамГУПС, технопарков и акселераторов.

Заместитель начальника Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Людмила Дюжакова в своём выступлении дала высокую оценку проведённой работе региональной инновационной площадки Куйбышевской железной дороги, благодаря которой два года подряд Куйбышевская железная дорога занимает лидирующую позицию на сети железных дорог ОАО «РЖД» в рейтинге инновационной деятельности, подготавливаемом Центром инновационного развития. Особенно отмечен уровень коммуникабельности и эффективности «Трансфера инноваций» (37% реализации проектов по сети приходятся на Куйбышевскую дорогу) во взаимодействии с внешней средой, в том числе с органами исполнительной власти регионов присутствия железной дороги. «Но есть точки роста, и в текущем году акцент необходимо сделать на ускорении внедрения инновационных проектов, а здесь важна роль региональных дирекций», – так были расставлены приоритеты Людмилой Петровной.

Проблема медленного продвижения инновационных проектов от идеи до внедрения на железнодорожной инфраструктуре актуальна как для разработчиков, так и для функциональных заказчиков. В настоящее время скорость принятия решения о внедрении инновационных продуктов превышает 360 дней, вхождение в план закупок занимает минимум 4–6 месяцев, не считая времени на процесс их организации. Даже допуск на испытания инновационных проектов в среднем составляет 214 дней.

«Существует потребность в быстрых механизмах финансирования инновационных про­ектов, и дорога открыта для сотрудничества, в том числе с внешними партнёрами. Дорога готова развивать альтернативные формы взаимодействия, использовать новые финансовые инструменты ускорения внедрения высокотехнологичной продукции, в том числе различных форм господдержки, институтов развития, а также запуск внутренних финансовых инструментов в виде заключения договоров на поставку будущей вещи», – отметил начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев.

На Куйбышевской уже разработана модель взаимодействия с субъектами РФ, позволяющая значительно повысить скорость реализации инновационных проектов, и продолжается работа по запуску новых финансовых инструментов. Так, совместно с Центром инновационного развития ОАО «РЖД» и причастными функциональными заказчиками рассматриваются два проекта на предмет заключения договора поставки будущей вещи, также в планах – организация сотрудничества и использование мер поддержки Мин­промторга для реализации инновационных проектов на инфраструктуре железной дороги.

Прецедентом, доказавшим, что есть способ быстро решить задачу, на которую ранее могло уйти несколько лет, стал первый на сети «РЖД» онлайн-хакатон. В данный момент функциональные филиалы определяют порядок включения проектов – победителей хакатона в разрабатываемые информационные системы. Кроме того, в инициативном порядке команда – участник онлайн-хакатона, не занявшая призовое место (команда Railway Operations Research), разработала проект системы автоматизации подвязки локомотивных бригад, который сейчас проходит испытания на участке Самара – Уфа. Автоматизация процесса формирования плана работы бригад позволяет снизить число поездок пассажиром с 35 до 9 случаев. Результата удалось достичь путём перераспределения нагрузки между локомотивными эксплуатационными депо Самара и Уфа, что повлекло изменение качества выполнения ряда показателей депо в обе стороны при безусловном повышении эффективности работы дирекции в целом. Данный факт подтверждает эффективность хакатона не только как способа быстрого и нестандартного решения IT-задач, но и как средства поиска компетентных специалистов – в онлайн-хакатоне принимали участие команды, обладающие высоким уровнем знаний в области предложенных задач, что было неоднократно отмечено коллегией жюри.

По опыту прошлого года в Самарской области и впервые в Республике Мордовия организован совместный конкурс инновационных проектов, направленных на научно-технологическое и инновационное развитие железнодорожного транспорта. Для этого подписаны дорожные карты, разработан рубрикатор тем и уже стартовали питч-сессии для первичного отбора проектов к участию в конкурсе. Старт конкурса в Самарской области намечен уже в мае, в Республике Мордовия – в июне, формируется пул проектов для представления на оценку экспертам. Кроме того, прорабатывается вопрос проведения конкурса и в Республике Татарстан, где сейчас организованы демо-дни и формируется пул ключевых проектов региона, после чего планируется запустить механизм софинансирования.

В текущем году железной дороге предложено принять участие в конкурсе Ульяновской области в рамках проекта «Инновационный ваучер» в качестве индустриального партнера с возможностью определения тематик инновационных и цифровых решений с учётом приоритетных направлений развития ОАО «РЖД».

В Самарской области нацелены на расширение сфер взаимодействия. По словам заместителя министра экономического развития и инвестиций Самарской области Алексея Ильметова, наметилось новое направление сотрудничества, в частности, в области развития квантовых технологий. На сегодняшний день прошли первые испытания криптографических систем на инфраструктуре дороги с учётом создания разработчиком магистральной квантовой сети с применением квантовых систем защиты информации. Помимо этого, в Самарской области ведётся работа по размещению научно-производственных полигонов. На этом фоне в связи с планами дороги по созданию экспериментального «полигона-кольца» для апробации технологий развития скоростного и высокоскоростного движения создаются предпосылки для формирования фактически нового кластера – транспортной инновационной инфраструктуры.

Запланировано реализовать ряд мероприятий по ускорению допуска инновационных проектов к испытаниям на железнодорожной инфраструктуре. Для этого разрабатывается алгоритм обоснования целесообразности внеконкурсной закупки инновационных продуктов, прошедших испытания с положительными результатами. Также совместно с Центром инновационного развития ОАО «РЖД» запланировано разработать алгоритм встраивания IT-решений, привлечённых по результатам хакатонов и других мероприятий инновационной направленности, в программу цифровизации компании. Кроме того, прорабатывается модель управления кросс-­функциональными инновационными проектами по принципу единого функционального заказчика в лице управляющей компании. И примеры таких проектов на Куйбышевской уже есть – «Роботизированный цифровой железнодорожный узел станции Кинель» и «Система управления движением поездов с повышением скорости движения и сокращения межпоездного интервала попутного следования».

В текущем году на Куйбышевской магистрали в прямом смысле нацелены расширить границы взаимодействия с внешней инновационной средой. Как рассказал главный инженер Куйбышевской железной дороги Денис Аграфенин, ведётся работа по выстраиванию взаимовыгодного сотрудничества с Казахстанским технопарком Astana Hub и запланированы мероприятия по обмену опытом с Шэньсийским железнодорожным профессионально-техническим институтом. На дороге рассчитывают, что реализация планов по всем намеченным направлениям позволит в разы увеличить скорость внедрения инновационных технологий и обеспечить повышение эффективности производственной деятельности компании.
Александр Северов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31