23 апреля 2021 11:22

23 апреля 2021 11:22

фото: Роман Вяткин

Всегда в движении

В Башкирском регионе реализуются крупные инфраструктурные проекты и развивается внутренний туризм

Несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, башкирские железнодорожники разрабатывают и внедряют новые форматы работы с пассажирами и грузоотправителями, развивают внутренний туризм и реализуют крупные инфраструктурные проекты. Редакция «КЖ» узнала, что помогает им в предгорьях Урала поддерживать трудовой дух и успешно выполнять поставленные задачи.
Дмитрий Новиков,
заместитель начальника Куйбышевской железной дороги по территориальному управлению (Башкирский регион)

– Промышленный потенциал предприятий, работающих в границах Башкирского региона, традиционно составляет основу грузовой базы дороги. Дмитрий Викторович, как складывалась ситуация с погрузкой в течение 2020 года и какие прогнозы дают грузоотправители на текущий год?
– Основные номенклатуры грузов, перевозимые Башкирским регионом: нефть и нефтепродукты – 49,5%, строительные грузы – 14,4%, химикаты и сода – 9,5%, промышленное сырьё – 5,2%, грузы в контейнерах – 4,2%, химические и минеральные удобрения – 3,2% и зерно – 1,6%.

За 2020 год погрузка составила 25,3 млн тонн, что на 8,8% ниже к уровню 2019 года. Снижение погрузки произошло по причине спада перевозок нефти и нефтепродуктов на 18,9%, или 773,4 тыс. тонн, что обусловлено выполнением соглашения стран ОПЕК+ по сокращению добычи нефти с мая 2020 года. При этом минувший год продемонстрировал рост объёмов перевозок грузов в контейнерах в 1,4 раза, или на 278,9 тыс. тонн, за счёт увеличения отправления контейнерных поездов с согласованным временем отправления и прибытия со станций Косяковка, Стерлитамак и Черниковка. Рост урожая зерновых культур в Республике Башкортостан привёл к увеличению перевозок зерна на 41%, или 117,8 тыс. тонн, в том числе 66,9 тыс. тонн на экспорт.

Прогноз погрузки на 2021 год, сформированный на основе данных грузоотправителей и проведённых маркетинговых исследований, составляет 26,4 млн тонн.

– Насколько успешно в регионе осуществлялась реализация инвестиционной программы?
– В соответствии с инвестиционной программой ОАО «РЖД» в развитие железнодорожной инфраструктуры, технологии и техники в 2020 году инвестировано 2982,8 млн руб. Средства были направлены на реализацию крупных проектов по обновлению транспортной инфраструктуры – техническое перевооружение тяговой подстанции Глуховская, работы по сплошной замене рельсов в период между капитальными ремонтами пути, сопровождаемой работами в объёмах среднего ремонта пути на участке Шафраново – Раевка. Проводились работы по возведению защитных сооружений на 1727 км и 1737 км участка Аша – Миньяр, капитальный ремонт пяти и текущий ремонт десяти пассажирских платформ, ремонт вокзалов на станциях Стерлитамак и Иглино.

Среди самых значимых для региона проектов – продолжение реконструкции вокзала Уфа. В прошлом году завершился первый этап реконструкции вокзального комплекса. В текущем году запланировано продление тоннеля открытым способом до 4-й пассажирской платформы с устройством лестничного и лифтового сходов, установка в тоннеле подъёмно-транспортного оборудования – лифта для маломобильных пассажиров, замена на платформах 2 и 3 асфальтового покрытия и устройство инженерных сетей.

Совместно с правительством Республики Башкортостан разработано технико-экономическое обоснование проекта «Развитие Уфимского железнодорожного узла со строительством вторых путей на участке Дёма – Иглино (Южный обход г. Уфы)». Реализация проекта предполагает организацию пригородного железнодорожного сообщения с Международным аэропортом Уфа, кольцевого движения пригородных поездов на участке Дёма – Уфа – Шакша – Дёма. Согласно предложениям мин-транса РБ в рамках проекта планируется создать новые остановочные пункты Новая Дёма и Новая Парковая с организацией транспортно-пересадочных узлов. В настоящее время технико-экономическое обоснование согласовано причастными подразделениями Куйбышевской железной дороги и департаментами ОАО «РЖД» и Республикой Башкортостан. Рассмотрение целесообразности реализации проекта запланировано на экспертном совете ОАО «РЖД» в I квартале текущего года.

– Настоящей визитной карточкой пригородного комплекса в регионе стал проект «Городская электричка». Какой импульс он получил в прошедшем году и что предстоит сделать в 2021 году, чтобы ещё больше интегрировать электропоезда в городскую транспортную систему?
– В нашей стране аналогичные проекты по интеграции железнодорожного транспорта в городскую транспортную систему реализованы только в нескольких агломерациях, к примеру Москве, Казани, Волгограде и Красноярске. Для Уфы проект стал не просто флагманским, но и первым опытом реализации данного формата в пригородном железнодорожном комплексе. Это позволяет разгрузить автодороги, особенно сейчас – в период масштабного их ремонта в республиканской столице, упрощает перевозку пассажиров в часы пик и обеспечивает регулярность сообщения независимо от погодных условий. Количество перевезённых пассажиров в городской черте на участке Дёма – Шакша – Дёма за 2020 год составило 1131,2 тыс. человек, или 3,1 тыс. человек среднесуточно.

С самого начала проект «Городская электричка» рассматривается не только как удобный и востребованный транспортный продукт, но и как пример формирования нового облика мегаполиса. Для этого самое пристальное внимание уделяется обновлению транспортной инфраструктуры. В рамках проекта «Городская электричка» на участке Дёма – Шакша уже реконструировано и отремонтировано 16 пассажирских платформ, а всего на маршруте «Городской электрички» их 19. Инвестиционной программой ОАО «РЖД» на 2021 год предусмотрено завершение работ на о. п. 1629 км и проведение реконструкции пассажирской платформы станции Черниковка.

Совершенствование транспортной системы и интеграции железнодорожных маршрутов с перевозками другими видами общественного транспорта традиционно происходит путём создания транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Кроме того, остановочные пункты должны стать частью города, также необходимо решить проблему труднодоступности подхода для пассажиров к остановочным пунктам пригородных поездов.

Напомню, для решения этих задач заключено трёхстороннее соглашение между Куйбышевской железной дорогой, правительством Республики Башкортостан и администрацией городского округа город Уфа. Разработанная «дорожная карта» предусматривала целый комплекс мероприятий со стороны городской администрации, в частности проектирование и строительство разворотных площадок для общественного транспорта в районах остановочных пунктов на маршруте «Городской электрички». К сожалению, пандемия внесла существенные коррективы в общие планы. Но мы рассчитываем, что после стабилизации ситуации продолжим развивать проект совместными усилиями.

– Как в целом складывалась ситуация с пассажирскими перевозками?
– Непросто. В 2020 году количество отправленных пассажиров во всех видах транспорта по Башкирскому региону составило 3,4 млн человек, или 75,8% к уровню 2019 года. Объём пассажирских перевозок составил 850,7 млн пасс.-км, или 55,1% к уровню 2019 года. Снижение показателей произошло на фоне распространения новой коронавирусной инфекции и принятия регионами ограничительных мер.

Несмотря на эпидемиологическую обстановку, на полигоне дороги запускаются новые маршруты и обновляется подвижной состав. Дополнительный импульс к развитию в этот период получил внутренний туризм. В данной сфере железнодорожный транспорт обладает целым спектром преимуществ – безопасность, точное следование по расписанию, а также высокий уровень обслуживания. Непосредственно на территории Башкирского региона продолжает набирать популярность поезд «Легенда Урала», который курсирует в зимний период к популярным у местных жителей и гостей региона горнолыжным курортам, а летом на маршрут выходит его сезонное продолжение – поезд «Айгир».

Для улучшения качества обслуживания пассажиров в прошлом году по инвестиционной программе компании поступили четыре новых электропоезда серии ЭП2Д, которые сейчас курсируют по маршруту Уфа – Абдулино, а также новый рельсовый автобус серии РА3 «Орлан», который в качестве «Легенды Урала» как раз и доставляет всех любителей зимних видов отдыха из Уфы в Абзаково.

– Башкирские железнодорожники – одни из самых активных участников различных социально ориентированных проектов. Чем отмечен для них прошедший 2020 год? Какие задачи и проекты готовятся к реализации в 2021 году?
– До введения ограничений, необходимых для снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции, в Башкирском регионе прошло множество мероприятий, ориентированных на поклонников здорового образа жизни. К примеру, семейный праздник «Крещенские морозы» с лыжным забегом и турниром по мини-футболу, где приняли активное участие не только железнодорожники, но и члены их семей. Сотрудники эксплуатационного локомотивного депо Уфа провели сразу несколько турниров по хоккею с шайбой – на «Кубок железнодорожника», турнир памяти ветерана спорта Бориса Павловича Савельева и «Кубок вызова». Уфимская дистанция пути заняла второе место в городском конкурсе «Уфа праздничная» в номинации «Лучшее оформление малых объектов коммерческой направленности». Для любителей активного зимнего отдыха прошёл спортивный фестиваль «Снежинка». Более 30 железнодорожников региона приняли активное участие во всероссийском полумарафоне «ЗаБег».

Пандемия сместила приоритеты и раскрыла в наших работниках лучшие человеческие качества – взаимовыручку и сплочённость. В этот непростой период максимум внимания было уделено нашим бывшим коллегам. Волонтёры систематически оказывают помощь ветеранам-железнодорожникам, оказавшимся в режиме самоизоляции, доставляя им лекарства, продукты, книги, помогая в решении бытовых вопросов. Присоединились активисты и к акции «От сердца к сердцу», приуроченной к Дню пожилого человека, и оказали помощь одиноким пенсионерам-железнодорожникам.

Особое место, конечно же, заняли мероприятия в честь празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Усилиями железнодорожников реализован проект «Сквер Победы» и установлен памятник Советскому солдату на территории локомотивного депо Уфа, на привокзальной площади вокзала Уфа при активном участии работников РЖД появилась скульптурная композиция «Землякам, ушедшим на фронт», а в эфире радиостанций можно было услышать передачи из специально подготовленного цикла, посвящённого железнодорожникам-фронтовикам.

В Башкирском регионе уделяется большое внимание экологии. Так, железнодорожники ответственно подходят к раздельному сбору отходов, сдают на переработку вторичное сырьё, макулатуру, крышки от пластиковых бутылок, использованные лампочки и другие отходы ТБО. Железнодорожники принимают активное участие во всех сезонных месячниках по санитарной очистке, благоустройству и озеленению территорий, а также в акциях по воспроизводству лесного фонда. Так, в прошлом году железнодорожниками было посажено 10 тыс. саженцев ели на территории Иглинского лесничества, а на территории локомотивного депо Уфа заботливо высажены сосны и кустарники боярышника.

В текущем году планируется продолжить реализацию всех социально значимых проектов. Уже запланированы волонтёрская акция «Донорский экспресс», массовое семейное мероприятие в честь Масленицы, спортивные соревнования.

И, конечно же, при этом коллектив сохранит темп работы региона на высоком уровне, чтобы выполнять установленные производственно-экономические задания и реализовывать запланированные инвестиционные проекты.
Беседовал Александр Северов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28