23 апреля 2021 05:45

23 апреля 2021 05:45

фото: Роман Вяткин

Курс на развитие

В условиях мирового кризиса Куйбышевская дорога вместе с грузоотправителями ищет новые точки роста

Минувший 2020-й стал для Куйбышевской магистрали годом вызовов. Первая волна пандемии повлияла на работу промышленных предприятий и закрыла границы, а последовавшее за этим общемировое падение спроса отразилось на объёмах перевозок грузов по железной дороге. Куйбышевская магистраль совместно с грузоотправителями работала над сохранением стабильности погрузки и поиском новых точек роста.
Игорь Хахулин,
начальник Куйбышевского территориального центра фирменного транспортного обслуживания

– Игорь Владимирович, насколько серьёзным оказался спад объёмов перевозок грузов?
– По итогам 2020 года объём погрузки на Куйбышевской железной дороге снизился к уровню 2019 года на 3,8%, или на 2,6 млн тонн. Снижение объёмов перевозок грузов железнодорожным транспортом произошло в двух основных субъектах РФ, предприятия которых обеспечивают 64% погрузки дороги, в Республике Башкортостан – на 10,7%, или на 2,5 млн тонн, и в Самарской области – на 4,6%, или на 1 млн тонн. В Республике Татарстан погрузка осталась практически на уровне 2019 года (снижение на 0,9%, или 0,1 млн тонн).

Если детализировать по номенклатурам грузов, то, конечно же, общемировое падение спроса из-за пандемии коронавирусной инфекции, а также сокращение добычи углеводородов согласно договорённости стран ОПЕК+ сразу же отразились на погрузке нефти и нефтепродуктов (–3,7 млн тонн, или –9,2%). Внесли свою негативную лепту и другие факторы – сокращение производства товарной продукции на нефтеперерабатывающих заводах в Башкирии, а также перенос и увеличение сроков плановых ремонтов на крупнейших нефтеперерабатывающих заводах в Самарской области. Кроме нефтепродуктов, к уровню 2019 года значительно уменьшилась погрузка химикатов и соды (–0,6 млн тонн, или –11,6%), что также было обусловлено сокращением спроса на химическую продукцию на внутреннем и экспортном рынках из-за нестабильной экономической и эпидемиологической ситуации.

В целях обеспечения максимального привлечения грузов ОАО «РЖД» проводилась работа по предоставлению тарифных преференций, условиям предоставления банковских гарантий, развитию цифровых технологий и электронного документооборота, организации перевозок поездов по расписанию, «Грузовых экспрессов» и «Зерновых экспрессов».

– За счёт чего удалось нарастить грузовую базу?
– В прошлом году погрузка зерновых культур на Куйбышевской дороге поставила рекорд за последние 30 лет – 2,8 млн тонн (+1,2 млн тонн к 2019 году). В большей мере благодаря высокому урожаю зерновых культур в субъектах РФ, расположенных в пределах Куйбышевской железной дороги, – 18,9 млн (выше уровня 2019 года на 5,5 млн тонн, или 40,6%) и установлению выгодной цены на зерновые грузы.

Особое внимание в 2020 году уделялось вопросу контейнеризации перевозок грузов. Как результат – по итогам года отмечаем рост погрузки грузов в контейнерах, который по дороге составил 12%, или +238 тыс. тонн. Помимо этого, за счёт продуктивного взаимодействия с грузоотправителями удалось превысить уровень погрузки к уровню 2019 года по таким номенклатурам, как строительные грузы (+238 тыс. тонн, или 5,9%), сахар (+112 тыс. тонн, или 63,3%), лом чёрных металлов (+95 тыс. тонн, или 6,9%), продовольственные товары (+89 тыс. тонн, или 13,6%) и каменный уголь (+65 тыс. тонн, или в 2,8 раза).

Дорога оперативно реагировала на все имеющиеся пожелания грузоотправителей по увеличению маневровых средств и трудовых ресурсов, открытию станций, внесению изменений и дополнений в Тарифное руководство № 4 в части открытия станций для выполнения грузовых и коммерческих операций для обеспечения вывоза всего предъявляемого к перевозке груза.

– Даже в условиях пандемии транспортно-логистический бизнес-блок на полигоне дороги работал над расширением услуг и продуктов, предлагаемых грузоотправителям. Какие новые проекты особенно соответствуют объективным потребностям рынка?
– В ноябре прошлого года был открыт новый регулярный железнодорожный сервис – организация перевозок зерновых грузов контейнерными поездами по маршруту Тольятти – Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, далее морским путём – в Индию. Ускоренный контейнерный поезд преодолевает расстояние более 1,6 тыс. км за 2 суток 9 часов, тогда как нормативный срок доставки превышает 6 суток.

Для этого проекта ОАО «РЖД» были сформированы специальные условия перевозки зерновых грузов насыпью в универсальных крупнотоннажных контейнерах на специализированных платформах, разработано расписание следования поезда и заключён договор на перевозку грузов по строгому графику. Важно отметить, что перевозка производится в инновационной таре – лайнер-бэгах, вкладышах, изготовленных из полимерного материала и полностью повторяющих контур контейнеров. Планируемый объём транспортировки зерновых грузов в сезон – по одному контейнерному поезду (90 20-футовых контейнеров) в месяц.

Буквально на днях, 27 января текущего года, по маршруту Черниковка – Находка-Восточная (эксп.) – порт Тяньцзинь (КНР) отправлен первый прямой ускоренный контейнерный поезд с 1,5 тыс. тонн рапсового масла. Ранее одиночные отправки в цистернах и контейнерах через порт Новороссийска определили высокую потребность китайского потребителя в этой продукции и дали старт для дальнейшего масштабирования отправок до объёма контейнерных поездов. Для перевозки рапсового масла была задействована новая мультимодальная схема доставки, при которой поезд идёт не через сухопутный пограничный переход Забайкальск, где из-за пандемии действуют ограничения на приём контейнерных поездов с китайской стороны, а через порт Восточный.

– Дистанционный режим работы только подстегнул востребованность в электронных ресурсах во всех сферах деятельности. Насколько успешно удовлетворяется данный запрос со стороны грузоотправителей на Куйбышевской магистрали?
– В период установленных ограничений у клиентов Куйбышевской дороги значительно вырос интерес к электронному, дистанционному формату взаимодействия с ОАО «РЖД». Так, в 2020 году к электронному документообороту посредством системы ЭТРАН подключились 276 клиентов дороги – это почти вдвое больше, чем в 2019 году. Помимо этого, как способ электронного взаимодействия активно развивался «Личный кабинет» клиента ОАО «РЖД», к которому по итогам 2020 года подключено более 5 тыс. организаций сети дорог, из них 380 – по Куйбышевской дороге.

Начиная с IV квартала 2020 года наши клиенты получили возможность в «Личном кабинете» оформлять и подписывать простой электронной подписью документы, связанные с перевозкой грузов: уведомления о завершении грузовой операции ф. ГУ-2Б, памятки приёмосдатчика ф. ГУ-45, акты общей формы ГУ-23, ведомости подачи и уборки ф. ГУ-45, накопительные ведомости ф. ФДУ-92.

И теперь для этого необязательно иметь подключение к системе ЭТРАН и приобретать ключ электронной подписи, регистрация и работа в «Личном кабинете» также абсолютно бесплатны.

Данный способ приобретает всё большую популярность. Так, в IV квартале 2020 года в «Личном кабинете» оформляли и подписывали электронной подписью документы 57 клиентов Куйбышевской дороги, в этот же период через «Личный кабинет» было оформлено около 4 тыс. документов.

Функционал «Личного кабинета» продолжает динамично развиваться. В I квартале 2021 года планируется ввести в промышленную эксплуатацию оформление и подписание электронной подписью заявок на перевозку грузов ф. ГУ-12, накладных на порожний и гружёный рейсы, учётных карточек ф. ГУ-1, заявлений на переадресовку и отстой вагонов. Сейчас эти документы проходят этап тестирования. Дальнейшее развитие «Личного кабинета» позволит перейти на цифровой формат оформления документов, в том числе и с теми предприятиями на полигоне Куйбышевской магистрали, которые по различным причинам до настоящего момента не подключились к системе ЭТРАН.

– Как совершенствуется внутренняя организационная структура Куйбышевского ТЦФТО и какие проекты намечены для повышения уровня клиентоориентированности?
– Центр фирменного транспортного обслуживания – один из немногих филиалов, который участвует в реализации пилотного проекта по организационно-штатным вопросам. Его суть в переходе к управлению организационной структурой и её изменениями на основе принципов и инструментов организационного дизайна.

Куйбышевский ТЦФТО может самостоятельно вносить изменения в штатное расписание в рамках утверждённой организационно-функциональной модели (ОФМ) с учётом лимита численности. Согласования таких изменений не выходят за рамки филиала и привели к значительному ускорению внедрения изменений в штатное расписание. Как правило, эти изменения осуществляются в течение нескольких дней в зависимости от характера преобразований и их масштаба. Например, во многом благодаря гибкости организационной структуры с целью продвижения и продажи транспортно-логистических услуг, привлечения новых потенциальных клиентов в Куйбышевском ТЦФТО в 2019 году во всех регионах присутствия дороги созданы Центры продажи услуг (ЦПУ).

В 2021 году наша организационно-функциональная модель была изменена в связи с передачей агентов системы фирменного транспортного обслуживания и сопутствующего штата из Куйбышевской дирекции управления движением в ТЦФТО. В составе агентств фирменного транспортного обслуживания будут созданы отделы обработки документов по перевозке грузов, в которые мы примем более 300 работников. Эти преобразования позволят нам сконцентрировать в ТЦФТО все точки контакта с клиентами и выстроить единый подход в работе на всех уровнях взаимодействия – от первичного обращения в ЦПУ до оформления документов.

Для дальнейшего развития системы продвижения и продажи услуг холдинга РЖД на Куйбышевской железной дороге принято решение о создании в Волго-Камском регионе условий для размещения в одном здании на станции Круглое Поле сотрудников Центра продажи услуг, представителей Волго-Камского агентства фирменного транспортного обслуживания, АО «РЖД Логистика», АО «Федеральная грузовая компания» и ПАО «ТрансКонтейнер». Выбор места дислокации нового центра неслучаен. В настоящее время в этой части Республики Татарстан активно развивается не только производственно-промышленная сфера, но и инновационный территориально-производственный кластер «ИННОКАМ», являющийся крупнейшим в нашей стране.

– Начало 2021 года, каким оно стало для Куйбышевской в части уровня погрузки? Когда стоит ожидать восстановления грузовой базы до доэпидемического периода?
– К сожалению, в январе текущего года негативная тенденция сохраняется, произошло снижение объёмов перевозок к январю прошлого года на 7,9% (–476 тыс. тонн). Наибольшее отставание к уровню января 2020 года сохраняется по нефтепродуктам (–613 тыс. тонн, или 16,1%) и химикатам и соде (–58 тыс. тонн, или 12,8%).

Правлением ОАО «РЖД» Куйбышевской железной дороге установлено задание по погрузке на 2021 год в объёме 66,8 млн тонн, что выше уровня 2020 года на 1,8%, или 1,2 млн тонн. Данный объём подтверждается прогнозами грузоотправителей.

Прирост погрузки по дороге в 2021 году будет возможен за счёт увеличения добычи нефти и её переработки, а также дополнительных резервов по погрузке грузов в контейнерах, химических и минеральных удобрений.

Для проблемных вопросов, связанных с организацией перевозок грузов, и увеличения объёмов погрузки в среднесрочной перспективе в декабре 2020 года и январе текущего года проведены пять заседаний Координационного совета с участниками транспортного рынка и представителями органов власти субъектов РФ, входящих в зону обслуживания дороги. Мы уже провели серию встреч с ключевыми грузоотправителями, где были достигнуты договорённости по тарифным преференциям, перевозкам по расписанию, грузовым экспрессам, контейнерным поездам, работе по агентской схеме, по услугам АО «РЖД Логистика», смарт-контрактам и отсрочке платежей.

После восстановления мировой экономики сразу придёт и погрузка. Наша задача – выдержать непростой период и подойти максимально подготовленными к любым изменениям. Потенциал для этого есть.
Беседовал Александр Северов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28