27 ноября 2020 08:45

27 ноября 2020 08:45

фото: Роман Вяткин/пресс-служба КбшЖД

В новом стиле

Поволжский музей железнодорожной техники преобразился к своему первому юбилею

Во вторник, 17 ноября, в Самаре после реставрации открылся Поволжский музей железнодорожной техники.
Это событие приурочили к 10-летию со дня основания музея, которое отмечается в ноябре 2020 года. Музейный комплекс обновили по программе сохранения исторического наследия ОАО «РЖД». Преобразился не только сам музей, расположенный в здании вокзала, но и железнодорожная техника. Общий объём инвестиций превысил 8,8 млн руб.

Первыми с обновлённой экспозицией ознакомились начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев и губернатор Самарской области Дмитрий Азаров.

По словам начальника Куйбышевской железной дороги Вячеслава Дмитриева, музей железнодорожной техники – уникальное место. Созданный 10 лет назад на территории учебного полигона Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС), он стал одной из первых образовательных площадок, которую посещают будущие железнодорожники для знакомства с прошлым и настоящим транспортной отрасли.

«РЖД – компания инновационная, но в случае с музейным комплексом историческую концепцию менять не стали, – отметил руководитель дороги. – Здесь представлены только «живые» документы, которые и создают историческую атмосферу».

Губернатор Самарской области высоко оценил заслуги железнодорожников в сохранении исторического наследия.

Поволжский музей железнодорожной техники – настоящая точка притяжения для ценителей истории. За 10 лет здесь было организовано более 3 тыс. экскурсий, которые посетили около 250 тыс. человек. Экспозиция насчитывает более 300 экспонатов, в том числе 64 единицы подвижного состава и спецтехники. Среди них – уникальные экземпляры паровозов, тепловозов и электровозов с Южно-Уральской, Московской, Октябрьской, Приволжской и Северо-Кавказской дорог. Есть здесь и свои раритеты. К примеру, единственный в своём роде локомотив ЭР200, чей кузов изготовлен из лёгких сплавов «крылатого металла» – алюминия, а кресла авиационного типа могли разворачиваться на 180 градусов. И если большинство локомотивов – серийные, то эта машина так и не дала продолжения своему роду, зато по внешнему виду и характеристикам по праву может считаться прародителем современных скоростных составов. А в 2016 году экспозицию пополнил настоящий иностранец – паровоз американского производства серии ЕА2735.

Музей получил известность не только в России, но и в мире. Его посещали представители разных стран: Германии, Италии, Австрии, Польши, США, Японии, Израиля, Китая. Книга почётных гостей уже заполнена на две трети. В его обстановке проходят съёмки документальных фильмов. О нём рассказывают блогеры в сети Интернет.

Телекомпании снимают сюжеты о его редких и уникальных экспонатах. А молодожёны проводят здесь свои первые семейные фотосессии.

Энтузиазм железнодорожников и хранителей Поволжского музея не иссякает ни на минуту.

Здесь регулярно обновляется музейный фонд, а на открытой площадке реставрируется подвижной состав. К юбилею музея историческая техника была приведена к эстетичному виду силами куйбышевских железнодорожников. По программе сохранения исторического наследия ОАО «РЖД» за два минувших года обновили внешний вид у 27 единиц техники. В будущем году в рамках этой же программы планируется отреставрировать ещё 10 единиц техники.

Центром комплекса является станционный вокзал Дашково, построенный в 1874 году и отлично сохранившийся до наших дней.

Десять лет назад этот исторический объект из Пензенской области разобрали по брёвнышкам и аккуратно, с сохранением всех мелких архитектурных элементов, доставили в Самару. Перемещение вокзала на расстояние, превышающее 600 км, прошло успешно. Станционный вокзал Дашково стал первым и главным экспонатом зарождающегося музея.

В канун юбилея внутреннее пространство этого уникального объекта трансформировали и воссоздали стилизованные под вторую половину XIX века интерьеры вокзала.

Активные работы по реконструкции главного музейного экспоната продолжались на протяжении трёх летних месяцев текущего года.

Сегодня интерьер вокзала Дашково, выдержанный в классическом стиле, радует глаз своей простотой и единством общей мысли. Латунные светильники на стенах сочетаются как с люстрами, так и с такого же цвета самоварами, отливающими своим блеском на фоне светлых стен. Лепнина на потолке уводит мысли в позапрошлый век. Портьеры на окнах создают домашнюю атмосферу, свойственную малым вокзалам XIX столетия, в которых нередко начальник вокзала мог проживать со своей семьёй.

Здесь появились зал ожидания с изразцовой печью и скамейками, буфет и кабинет начальника станции. По замыслу у посетителей музея будет происходить полное погружение в эпоху. Для этого здесь задействовали предметы интерьера времён Самаро-Златоустовской железной дороги – раритетные стол и стулья, секретер и оригинальный сейф Сущёвского завода. Гармонично вписали в интерьер и витрины с документами – подлинными приказами, томами технической документации, а также формой железнодорожников разных лет.

«Воссоздать обстановку вокзала XIX века было непростым делом, – говорит ведущий инженер Куйбышевского центра научно-технической информации и библиотек Александр Лысак. – Вокзал станции Дашково – маленький, с небольшой проходимостью, отнесённый к четвёртому классу. К сожалению, сохранилось мало информации о таких вокзалах. Планировку помещений изучали по редким чертежам того времени».

После снятия ограничений, связанных с карантинным режимом, ознакомиться с обновлённой экспозицией музея железнодорожной техники сможет любой желающий.
Павел Арютин, Александр Северов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30