01 марта 2021 07:24

01 марта 2021 07:24

фото: Архив редакции

Десять лет назад открыли Поволжский музей железнодорожной техники

Музей, ставший за эти годы заметной туристической достопримечательностью Самары, принял первых посетителей 9 ноября 2010 года. В преддверии юбилея мы расскажем о том, как появилась идея создания музея, как её удалось воплотить в короткий срок и какой экспонат стал первым в экспозиции.
Подобными музеями располагает далеко не каждая дорога на сети. Идею его создания подал Анатолий Левченко, руководивший в те годы Куйбышевской магистралью. У него уже был успешный опыт организации подобного исторического объекта на Южно-Уральской железной дороге. Левченко даже издал соответствующий приказ. Вот только воплотить идею в жизнь довелось уже его последователю начальнику дороги Сергею Кобзеву, ныне заместителю генерального директора – главному инженеру ОАО «РЖД».

«С площадкой определились не сразу, – вспоминает директор музея истории Куйбышевской железной дороги Юрий Менчик. – Рассматривали вариант около локомотивного депо Самара, на свободной территории возле станции Кряж. К выбору площадки подходили с учётом некоторых аспектов. Она должна была иметь подъездные железнодорожные пути, место для парковки автотранспорта и остановку общественного транспорта неподалёку».

В итоге Сергей Кобзев, выступивший ранее с личной инициативой строительства, вынес решение и по месту будущего музея. Решение в пользу улицы Литвинова оказалось верным, поскольку объект находился недалеко от корпусов Самарского государственного университета путей сообщения, что позволяло совместить исторические знания с учебным процессом. К тому же новый очаг культуры облагораживал собой не совсем благополучные городские окраины.

Площадка на улице Литвинова в те годы была полигоном 9-й бригады железнодорожных войск станции Безымянка. Неухоженная база представляла собой свалку строительного мусора, заросшую деревьями. Предстояла большая работа. С площадки вывезли 500 КамАЗов мусора. В дальнейших строительных работах задействовали основные службы дороги: локомотивщиков, вагонников, путейцев, энергетиков, связистов, специалистов службы эксплуатации зданий. Ходом работ руководил главный инженер дороги в те годы Александр Комаров.

Удачным оказалось решение перенести историческое здание вокзала станции Дашково 1874 года постройки на территорию нового музея. Архаичную станцию в Пензенской области тогда ликвидировали. Постройку планировали снести. Однако сделанное из дуба здание хорошо сохранилось за полтора столетия. Начальник дороги Сергей Кобзев принял решение аккуратно перенести ценный объект с сохранением всех архитектурных элементов. Каждое бревно и каждая мелкая деталь были пронумерованы и доставлены по железной дороге в Самару.

Восстановленный вокзал Дашково стал первым экспонатом Поволжского музея. Создать коллекцию техники помогло руководство ОАО «РЖД». В Самару начали поступать уникальные образцы паровозов, тепловозов, электровозов с Южно-Уральской, Московской, Октябрьской, Приволжской, Северо-Кавказской дорог. Экспозицию организовали в рекордно короткие сроки – всего за три месяца.

За 10 лет существования музея продолжилось и его развитие. Коллекция дополнилась новой техникой. Музей вошёл в плеяду лучших площадок железнодорожной техники под открытым небом. Обозначил себя на многих картах с туристическими маршрутами. Он постепенно становится одной из визитных карточек Самары.

«За 10 лет музей посетили 250 тыс. человек», – сообщил ведущий инженер центра научно-технической информации и библиотек Куйбышевской железной дороги Александр Лысак.  

Поучаствовал в популяризации площадки и губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. «Ещё будучи главой города Самары, Дмитрий Азаров помог нам решить важный вопрос, – говорит Юрий Менчик. – На заседании топонимической комиссии он поддержал предложение назвать ближайшую автобусную остановку «Железнодорожный музей». Вопрос был решён за минуту».

К 10-летнему юбилею сотрудники музея приготовили сюрприз. Интерьер вокзала Дашково теперь исполнен в традициях станции XIX века. Обновлённая экспозиция музея откроет свои двери в ближайшее время.
Павел Арютин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30