01 декабря 2022 20:33

01 декабря 2022 20:33

фото: Архив Куйбышевской ДПМ

Модульная экономия

Парк сопровождения как инструмент ресурсосбережения

В Куйбышевской дирекции по эксплуатации путевых машин (ДПМ) для экономии топливно-энергетических ресурсов задействовали возможности модулей технического сопровождения и обслуживания (МТСО).
Поступать в дирекцию модули, предназначенные для сопровождения специального подвижного состава (СПС) и обеспечения условий пребывания бригад во время выезда для работ на перегонах, начали с 2018 года по инвестиционной программе. В начале текущего года пришли три единицы МТСО. Таким образом, сейчас парк модулей технического сопровождения и обслуживания составляет 12 единиц.

Как пояснил главный инженер Куйбышевской дирекции по эксплуатации путевых машин Валерий Джинибалаев, ранее для размещения бригад СПС, как правило, использовались стандартные пассажирские вагоны, модифицированные под текущие условия эксплуатации. Основным ресурсом, обеспечивающим производство тепловой энергии в них, являлся каменный уголь различных марок. Его применение было обусловлено рядом факторов, негативно влияющих на быт работников, – нужно было организовывать места для хранения топлива, что, в свою очередь, осложняло поддержание санитарного состояния вагонов.

Каждый модуль оборудован пятью четырёхместными купе, кают-компанией, кухней, туалетным комплексом замкнутого типа, мастерской, раздевалкой со шкафами для хранения и сушки одежды, стиральной машиной, холодильником, душевой кабиной, двумя дизель-генераторными установками, системами кондиционирования и отопления.

Обновление парка служебно-технических вагонов было направлено в первую очередь на улучшение условий труда и быта работников. Изменение качественных характеристик вагонов повлекло за собой и модернизацию существующих систем жизнеобеспечения, что позволило существенно снизить потребление отдельных видов топливно-энергетических ресурсов и положительно повлияло на выполнение программы ресурсосбережения дирекции.

Дело в том, что конструкция МТСО предполагает автономность систем жизнеобеспечения, которая обеспечивается работой двух дизель-генераторных установок и котла отопления, где основной продукт горения – дизельное топливо. Его расход для дизель-генераторных установок в среднем составляет от 1,5 до 3,8 кг/ч, для котла отопления – в среднем от 1,2 до 3 кг/ч. При этом дизель-генераторная установка работает в среднем от двух до четырёх часов в сутки, а котёл в зимнее время – от четырёх до шести часов в сутки, то есть большую часть времени с минимальным потреблением энергии для поддержания температуры.

Учитывая, что обновление парка происходило планомерно, исходя из текущих производственных возможностей завода-изготовителя и с учётом инвестиционной программы дирекции, эффективность применения МТСО как инструмента ресурсосбережения носила нарастающий характер. Так, по итогам 2019 года за счёт эксплуатации только девяти МТСО удалось достичь экономии каменного угля в количестве 10,8 тонны (около 4% от годового лимита) и электроэнергии в количестве 40,968 тыс. кВтч (около 2% от годового лимита). С начала года, когда задействованы уже все 12 модулей, сэкономлено 4,8 тонны (около 3% от полугодового лимита) и электроэнергии в количестве 18,6 тыс. кВтч (около 1,7% от полугодового лимита).
Александр Северов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31