09 июля 2020 16:58

09 июля 2020 16:58

фото: Личный архив Владимира Егорова

Подростком он сбежал на фронт

В 15 лет Владимир Егоров в составе бронепоезда работал кочегаром

Чем дальше от нас страшные события Великой Отечественной войны, тем более ценны живые воспоминания тех, чей подвиг приближал долгожданную Победу... Ветеран эксплуатационного локомотивного депо Уфа Владимир Иванович Егоров охотно делится своей историей, потому что уверен – молодёжь должна знать, помнить о тех годах, чтобы ещё крепче ценить мир.
Как и у миллионов советских людей, жизнь дружного семейства Егоровых круто изменилась в сорок первом…

Они успели покинуть родной город Орёл всего за несколько дней до оккупации. Глава семьи, Иван Васильевич, работавший мастером в вагонном депо, оказался в Туле, откуда в составе паровозной колонны особого резерва № 9  в начале 1942 года отправился на фронт, а 12-летний Вова вместе с мамой и сёстрами  были эвакуированы в Пензу.

«Вскоре после освобождения  Орла мы вернулись на родину, – рассказывает Владимир Иванович. – Дом наш разбомбило, и нас поселили в какой-то маленькой каморке. Было очень тесно,  делать уроки приходилось буквально на коленках. И я решил сбежать к отцу, на фронт. Последнее письмо от него пришло со станции Лида в Белоруссии. Туда я и отправился».

Парнишке повезло: его не ссадили с поезда, не вернули обратно. О том, что чувствует оставшаяся дома мама, которую он и не подумал предупредить, он тогда даже не задумывался.

Доехав до Лиды узнал, что колонна отца сменила место дислокации. И опять удача – нашлись те, кто взялся ему помочь.

С отцом они встретились уже в Литве. Иван Васильевич, увидев сына, обмер от неожиданности и только спустя несколько минут заключил его в объятиях.

«Для порядка, конечно, поругал, – улыбается ветеран. – Сразу же маме написал, что со мной всё в порядке».

По просьбе отца 15-летнего Володю определили в кочегары. Он до сих пор помнит тех, с кем работал в одной бригаде, – машиниста Александра Долгова и помощника машиниста Петра Кудинова. Старшие товарищи учили, как правильно кидать уголь в топку, чтобы меньше уставать и всегда заботились о парнишке, которого в колонне считали «сыном полка».

«Мы возили на фронт и солдат, и военные грузы, различную технику, – поясняет Владимир Иванович. – Обстановка менялась так быстро, что иногда мы не успевали доехать до пункта назначения, поступал приказ начинать разгрузку в указанном месте, и нередко танки сразу отправлялись прямо в бой. Немцы охотились за нашими составами и нередко бомбили и обстреливали эшелоны. В голове и хвосте у нас были установлены зенитные и пулемётные установки, чтобы отражать атаки».

В составе бронепоезда кочегар Егоров участвовал в освобождении городов Кёнигсберг (Калининград), Тильзит (Советск) и Пиллау (Балтийск).

День Победы железнодорожник встретил подо Львовом. После окончания войны Владимир Егоров ещё два года работал в паровозной колонне № 9. Осенью 1945 года её направили в Сызрань.

«Мы участвовали в переброске военной техники и личного состава на Дальний Восток на войну с Японией, – рассказывает ветеран.– А с 1946 по 1947 годы работали в Дёме. Вернувшись после в Орёл, я, считая себя уже опытным железнодорожником, пошёл устраиваться в локомотивное депо. А меня не берут из-за возраста, я ведь ещё несовершеннолетний был. Кое-как уговорил. Проработал несколько месяцев, и меня призвали в армию. Аж на четыре года. Военком, оформлявший документы, всё удивлялся, откуда у меня, 18-летнего пацана, медали «За освобождение Кёнигсберга» и «За победу над Германией».

Служил на Дальнем Востоке в войсках ПВО. Однажды Владимир возвращался из отпуска. И во время остановки поезда на станции Дёма случайно встретил знакомую – стрелочницу Екатерину. Молодые люди обменяли адресами.

«Переписывались, а когда демобилизовался, позвал её замуж, – говорит Владимир Иванович. – Она согласилась. В любви и согласии прожили 42 года, до самой её смерти».

Молодожёны три года прожили в Орле, а затем перебрались в Уфу.

«Работал помощником машиниста, сначала на паровозе, потом на электровозе, – рассказывает ветеран. – Школу-то я из-за войны не окончил, у меня не было среднего образования, потому на курсы машинистов меня и не отправляли. Но от мечты водить поезда я отказываться не хотел. Поэтому уже на четвёртом десятке поступил в вечернюю школу. В ту пору уж сыну Сергею лет 12–13 было. Случалось, уроки мы с ним вместе делали».

После окончания вечерней школы Егоров поступил в Абдулинскую дортехшколу и всё-таки получил права на управление локомотивом.

Он стал одним из лучших машинистов локомотивного депо Дёма, неоднократно становился победителем социалистических соревнований и ударником пятилеток, был награждён Почётными грамотами МПС и ВЦСПС.

Его единственный сын тоже стал железнодорожником. Начал свою трудовую деятельность в 16 лет с должности слесаря, потом стал помощником машиниста. Без отрыва от производства получил высшее образование. Работал мастером в пассажирском вагонном депо Уфа, начальником пожарного поезда станции Инзер. Сейчас на заслуженном отдыхе, но ведёт большую общественную работу в советах ветеранов Дёмского района и Республики Башкортостан.

Продолжает династию железнодорожников внук Владимир, названный в честь деда. Он работает слесарем в сервисном локомотивном депо.

В транспортной отрасли, правда, в авиации, трудится и внучка Екатерина.

«Я считаю себя счастливым человеком, – говорит ветеран. – На войне уцелел, дожил до 75-летия Победы. Всю жизнь занимался любимым делом. Меня всегда окружали приятные, добрые люди, а работал я в крепком, дружном коллективе. Судьба подарила мне замечательную семью. Сын, внуки и правнуки окружают меня заботой и вниманием. Ну разве это не счастье?»
Светлана Мяченкова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30