23 июня 2021 03:07

23 июня 2021 03:07

фото: Архив библиотеки

Сокровищница знаний

Мы продолжаем публикацию о самых значимых вехах в истории Научно-технической библиотеки, которая сегодня, 25 марта, отмечает своё 95-летие. В этом выпуске наш рассказ о советском периоде.
К 1935 году фонд Центральной технической библиотеки Самаро-Златоустовской железной дороги насчитывал уже 17280 книг. По сравнению с 1929 годом количество читателей выросло на 45% и составило 902 человека. В стенах дорожной библиотеки стали проводиться конференции, громкие читки технической литературы, краткие беседы. Тем самым библиотека старалась донести технические знания до железнодорожников, познакомить их с новинками производства.

Однако охватить всех читателей-железнодорожников магистрали, в виду её географической протяжённости, становилось всё сложнее. Поэтому 5 февраля 1930 года по Самаро-Златоустовской железной дороге издаётся приказ о создании линейных филиалов при дистанциях пути и линейных райконторах. Чуть позже назрела необходимость и стали создаваться библиотеки на станциях. В числе первых были Ульяновск, Бугульма, Батраки, Сызрань.

В годы Великой Отечественной войны библиотека жила напряжённой жизнью и ни на один день не прекращала своей работы. На предприятиях читались сводки Совинформбюро, распространялись списки рекомендованной литературы, проводились вечера громких чтений патриотической художественной литературы.

Для обеспечения обороноспособности страны требовались технически грамотные и квалифицированные специалисты. Важная роль в их подготовке отводилась технической библиотеке, которая по приказу начальника дороги от 7 апреля 1943 года была объявлена методическим центром.

«В период с января по июнь 1944 года были обслужены более 9 тыс. читателей. Книжный фонд тогда составлял около 25 тыс. экземпляров, – говорит заместитель начальника КЦНТИБ по организации работ технических библиотек Екатерина Кириллова. – Библиотеки, став важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом, внесли свой посильный вклад в общее дело Победы».

Несмотря на все сложности послевоенного периода, руководство дороги изыскивало средства не только на развитие уже имеющихся, но и на открытие новых библиотек на станциях Кузнецк (1947 год) и Абдулино (1951 год).

Примечательно, что активное участие в возрождении библиотечного дела принимали бывшие фронтовики.

Так, Валентина Александровна Белозерова, которая в годы Великой Отечественной войны была машинистом паровоза, в 1946 году возглавила техническую библиотеку на станции Дёма. Под её руководством за очень короткий срок был сформирован фонд из 1800 книг, которые помогали железнодорожникам навёрстывать отложенное из-за войны образование.

Сразу после возвращения с фронта библиотеку на станции Ульяновск возглавил машинист Николай Петрович Головин. Благодаря его усилиям она начала расти, постепенно превращаясь в культурный и просветительный центр. Уже к концу 50-х годов книжный фонд этой библиотеки насчитывал более 10 тыс. книг и журналов железнодорожной тематики.

В 60–80-е годы в библиотечной практике появляются такие передовые формы работы, как Дни информации, Дни специалистов, Кольцевые почты, которые послужили началом нового и важного направления – дифференцированного обслуживания специалистов.

Не были забыты и традиционные, но по-прежнему актуальные формы работы – книжные выставки, выставки-просмотры, библиотечные плакаты, отличавшиеся наглядностью и простотой восприятия.

«В наших архивах есть фотографии, по которым можно судить, как в те годы были организованы наглядная агитация и пропаганда, – говорит Екатерина Кириллова. – Благодаря им мы знаем, как выглядела тематическая выставка, посвящённая достижениям десятой пятилетки, а также библиотечные плакаты того времени: «Техническая литература в помощь повышению квалификации рабочих массовых профессий» и «ПТЭ – основной закон железнодорожного транспорта».

Активное участие в библиотечной жизни тех лет принимали и сами железнодорожники. Так, в локомотивном депо Куйбышев библиотечный совет оказывал помощь при подготовке и проведении читательских конференций, выставок-просмотров, библиографических обзоров.

Большой читательский актив работал тогда в Рузаевской библиотеке. Там была создана группа технических информаторов из инженеров и техников, которые систематически просматривали новую литературу, рекомендовали новинки техники к внедрению у себя на производстве.

За годы советской власти на Куйбышевской железной дороге было открыто 18 технических библиотек, фонды которых насчитывали свыше 330 тыс. книг. Ежегодно приобреталось 20–30 тыс. изданий.

В 1976 году коллектив Дорожной библиотеки был награждён Почётной грамотой за участие в общественном смотре научно-технических библиотек.

1978 год был ознаменован вручением Диплома II степени за достижение лучших результатов в областном смотре работы научно-технических библиотек. В 1981 году коллектив стал лучшим в смотре-конкурсе библиотек, посвящённом 110-й годовщине со дня рождения В.И. Ленина.
Лана Новицкая
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31