28 марта 2020 15:42

28 марта 2020 15:42

Героический труженик дороги

Завтра, 25 августа, исполняется 100 лет со дня рождения Анны Петровны Жарковой – Героя Социалистического Труда, трижды почётного железнодорожника.
Анна Петровна родилась в селе Русское Труёво Сосновоборского района Пензенской области.

После окончания школы увлечённая романтикой девчонка уезжает на Север и устраивается стрелочником на станции Кировск, затем – Кандалакша Кировской железной дороги.

Работа  на транспорте никогда не отличалась лёгкостью, в ту пору – тем более. Но молодость брала своё, да и чувство гордости тоже. Машинисты слушались своего маленького командира. А она часто шутила: «Пока не свистну – никто не поедет. Здесь командуем мы, движенцы!»

После окончания финской войны Анну в конце 1940 года переводят на пограничную станцию Алакуртти. Станция обживалась, строилось жильё, объекты соцкультбыта. Энтузиазм рядовых строителей поражал. В то время был популярным лозунг «Два человека – три нормы».

Казалось, жизнь наладилась.

Но… Шёл рядовой июньский день 1941 года, Анна была на дежурстве, работала как обычно: едва успевала бегать от одной стрелки к другой. Подошёл дежурный по станции и сказал: «Сегодня будет митинг, приходи». Она вначале опешила, но вскоре услышала страшное слово – «война»...

Алакуртти – пограничная станция, поэтому там особенно свирепствовала немецкая и финская авиация. На эту станцию из Кандалакши был переведён диспетчерский пункт. В книге «Железнодорожники в Великой Отечественной войне» говорится: «Враг рвался к самой северной прифронтовой магистрали – Кировской, непрерывно бомбил её, стремясь прервать движение поездов».

Железнодорожники в сложных и опасных условиях проявляли мужество, выдержку и находчивость. Воздух был наполнен запахом пороха, дыма и гари. Множество воронок, обугленные деревья. Но чувство ответственности было превыше всего.

В один из дней к Анне Петровне подошёл пехотный лейтенант, очень вежливый и шутливый. Мимоходом спросил – как пройти на другой берег реки. У Анны возникло подозрение, и, когда неожиданно появился патруль, она флажками подала сигнал: «Скорее сюда».

Подоспевшие бойцы задержали «лейтенанта». Это оказался лазутчик, у которого были обнаружены важные секретные документы.

И вот новый налёт. На станции масса вагонов, раненые бойцы, военная техника. Нужно было срочно распределять вагоны. Этим и занималась Жаркова.

Она мелькала между вагонами, перебегая от стрелки к стрелке. Виртуозную работу проводили и паровозные бригады, тревожными гудками призывали всех к действию. И вдруг Анна почувствовала боль в ногах, но не думая об этом, услышав призывные гудки паровоза, доползла до ближайшей стрелки и перевела её. Потом другую, третью, и еще, и еще. И так она продолжала работать, пока не потеряла сознание.

Так стрелочник Анна Жаркова оказалась в полевом госпитале.

Через две недели в госпиталь приехали гости. Представитель Карельского фронта за смелые действия при задержании вражеского лазутчика вручил ей медаль «За боевые заслуги». А представитель Мурманского отделения – знак «Почётному железнодорожнику» – высшую награду отрасли.

После продолжительного лечения Жаркова прошла курсы дежурного по станции, и по разнарядке была направлена на станцию Африканда. Здесь, в Африканде, она по радио узнала, что ей, Анне Петровне Жарковой, присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Согласно знаменитому Указу Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «О присвоении звания Героя Социалистического Труда начальствующему составу и рядовым работникам железнодорожного транспорта, генералам, офицерам, рядовому составу железнодорожных войск», звания Героя Социалистического Труда были удостоены 127 железнодорожников, в том числе и А.П. Жаркова, машинист депо Рузаевка А.Ф. Лескин и начальник отдела службы движения дороги им. В.В. Куйбышева В.Т. Осипов.

Слава об Анне Петровне Жарковой быстро распространилась по всей стране: о ней много писали в газетах, а также в книгах о героях Социалистического Труда времен Великой Отечественной войны.

В конце 1944 года она с мужем работала в освобождённом Каунасе Литовской железной дороги. После войны вернулась в родные края, где работала сначала заместителем, а с 1950 года – начальником вокзала станции Кузнецк. В этой должности Анна Жаркова проработала более 30 лет до выхода на пенсию в 1981 году.

В Кузнецке, воспитывая четырёх детей, вела большую общественную работу, постоянно показывая пример трудолюбия и бескорыстия, проявляла инициативу в работе. Неоднократно избиралась депутатом городского совета. Была делегатом всесоюзных совещаний и конференций.

Скончалась Анна Петровна Жаркова 23 сентября 1994 года.

Мы, работники Куйбышевской магистрали, гордимся А.П. Жарковой и считаем, что молодое поколение железнодорожников должно знать о героических тружениках дороги и брать с них пример и в работе, и в образе жизни.
Юрий Менчик, директор музея истории Куйбышевской железной дороги
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31