01 декабря 2022 19:08

01 декабря 2022 19:08

фото: Ольга Михайлова

Вагоны глазами писателей

Новая книга станет для читателей путеводителем в историю отечественного вагоностроения

Встреча с интересными людьми – хорошая традиция, поддерживаемая библиотечным подразделением Центра научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД». Недавно здесь прошла презентация книги «Коломенский завод. Вагоны», ставшей третьей в серии книг «Продукция Коломенского завода».
Книга – итог колоссального труда авторов Романа Молочникова, Иржи Индра и Владимира Боченкова. Ими были найдены и проанализированы архивные материалы, обобщены и систематизированы данные о выпущенных на предприятии вагонах, а также представлены уникальные фотографии и чертежи.

О том, как велась работа над книгой, с чего начиналась железная дорога в их жизни, рассказали на презентации Роман Молочников и Иржи Индра.

«Однажды я понял, что истоки моего интереса к железной дороге нужно искать в детском увлечении моделями железных дорог, которое постепенно приобретало очертания какого-никакого, а всё-таки дела, – появился интерес к изучению истории железных дорог, а дальше был клуб любителей железных дорог, – начал свой рассказ Роман Валентинович. – Мы нередко ездили по железной дороге, познавая мир. Во время таких поездок, наряду с осмотром современных железнодорожных объектов, мне встречались старые вагоны, построенные в конце XIX века. Я осознал, насколько необыкновенна конструкция вагонов, перевозивших людей по всей стране. И главное, что созданы они человеком! Это поразило моё воображение и уже не отпускало».

Потом Роман писал статьи на тему вагоностроения, сам создавал модели, а в конце 2008 года ему поступило предложение от Владимира Боченкова о подготовке книги. «Идея мне понравилась. И я приступил к поиску материала для будущей книги. Это заняло порядка семи лет, – отметил Роман. – Я изучал архив Коломенского завода, составлял статистические таблицы по выпуску подвижного состава, работал в архивах, библиотеках, музеях, а также с частными коллекциями. Неотъемлемую и, может быть, самую интересную часть книги составляют чертежи и фотографии – то, без чего невозможно обойтись, чтобы понять: «а какие бывают вагоны»? Поскольку многие чертежи были найдены в виде обрывков и не годились для печати, то немаловажную роль играла их тщательная подготовка. В результате, практически все чертежи были восстановлены, а некоторые я вычерчивал заново».

Ещё один автор книги – Иржи Индра – также попал «под влияние» железной дороги. Его увлечение началось в детстве с игрушечной железной дороги. Позже он стал ходить в лабораторию железнодорожного моделизма во Дворце пионеров на Ленинских горах.

«Мы, мальчишки, с неистовым рвением стремились в кружок, где получали базовые знания и учились работать с деревянными заготовками, – поделился на встрече с читателями Иржи Индра. – Эти занятия определили моё будущее. Потом интерес захватил настолько, что стал посещать библиотеки. Хотелось знать всё больше и больше о железной дороге. И одно следовало за другим – от паровоза к вокзалу, от вокзала к комплексным железнодорожным сооружениям».

Давний интерес Иржи Ладиславовича к узкоколейной железной дороге и накопленные знания позволили ему подготовить раздел книги «Вагоны и вагонеты узкой колеи». По словам автора, много времени ушло на поиск фотографий, по которым идентифицировались вагоны: «Иной раз мы «собирали» их по заводским табличкам и отдельным деталям найденных чертежей. Фотографии в своём первоначальном виде в основном были сильно повреждены – их требовалось восстановить, чем я с удовольствием занимался. Зато теперь по данному материалу можно получить представление о том, что строилось, как велось строительство в привязке к той или иной исторической эпохе. За всё время работы у меня накопился огромный массив информации по узкоколейным вагонам, и эта книга – хорошая возможность систематизировать имеющиеся сведения».

Значение масштабного издательского проекта «Продукция Коломенского завода» прокомментировала его руководитель Екатерина Бычкова, начальник отдела информации и связей с общественностью ОАО «Коломенский завод»: «Работа над книгой была не простой. Все данные скрупулёзно собирались, обрабатывались, анализировались. В итоге они собраны в книгах в виде единого исторического массива. Благодаря авторам нам удалось издать книгу, которая является своего рода экскурсом в историю отечественного вагоностроения».
Ольга Михайлова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30