01 декабря 2022 18:57

01 декабря 2022 18:57

фото: Ольга Михайлова

Путешествие во времени и пространстве

Бесценная история железных дорог, запечатлённая картографами

В этом году ОАО «РЖД» исполнилось 13 лет. Важным событием, приуроченным к этой дате, стала презентация уникального печатного издания «Атлас железных дорог России».
Проект реализован в 2015 году при поддержке ОАО «РЖД» и при непосредственном руководстве со стороны АО «Институт экономики и развития транспорта». В работе, которая велась не один год, принимали участие коллективы ведущих российских институтов и учреждений, консультанты и рецензенты.

Презентация «Атласа» организована библиотечным подразделением Центра научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД» – интересная тема, замечательные докладчики. В своём вступительном слове заведующая отделом библиотечного обслуживания Елена Александровна Корешкова уделила внимание структуре издания и описанию его основных разделов, целям работы, а также рассказала о тематической выставке атласов железных дорог, датируемых разными периодами – с 1868 по 2015 годы.

О картографической части «Атласа», представляющей наибольший интерес, рассказал начальник сектора оформления проектов АО «Институт экономики и развития транспорта» Ярослав Юрьевич Чибряков, курировавший работу составителей карт.

«Над разделом карт работали, в основном, картографы издательства Феория (более двадцати человек), составляя карты по авторским оригиналам – созданным как в нашем институте, так и в организациях-партнёрах. Представлены два вида карт – факсимильное воспроизведение исторических карт, включая единичные экземпляры (например, рукописная карта перспективного развития железных дорог СССР, разработанная Институтом комплексных транспортных проблем в 1961 году), и созданные специально для данного издания. При составлении карт использован большой диапазон масштабов: от 1:750000 до 1: 150000000, но основной масштаб – 1:18000000. Особое значение в ходе работы было уделено разработке новой картографической проекции, ставшей несомненной заслугой кафедры картографии Московского государственного университета геодезии и картографии. Эта проекция является составной – территория южнее 80 параллели изображена в равнопромежуточной (по меридианам) конической проекции, а северная часть карты составлена в одной из поликонических проекций, что позволяет изобразить полюс точкой, а не линией, т.е. более наглядно показать территорию РФ в полярных районах (особенно важно в связи с возрастающим значением для России Арктики). Особенностью «Атласа» являются карты раздела современного состояния железных дорог. Среди них есть такие, которые отображают грузовые и пассажирские потоки по всей железнодорожной сети – по каждой из железных дорог ОАО «РЖД» приведены карты грузооборотов важнейших транспортных пунктов, важнейших станций».

Ярослав Юрьевич отметил, что некоторые карты потребовали более кропотливой работы: «Примечательны карты электрификации железных дорог России – хронология открытий электрификации по участкам железных дорог страны и отображение участков электрификации на постоянном и переменном токе». Он также выделил одну из важнейших задач, стоявших перед картографами: «Неотъемлемой частью работы картографов являлась выверка карт на предмет их актуальности, в частности, это касалось картосхем современных железных дорог. При использовании тарифных руководств, традиционно используемых при создании картосхем, неизбежно возникают ошибки, когда, например, станция или линия уже не существуют, а в этих документах ещё числятся. Мы выверяли списки железнодорожных линий с использованием ведомственных материалов и показали на наших картах реальную ситуацию в отличие от картосхем «Роскартографии». При этом все карты выверены со статистическими материалами, что позволило обеспечить их высокую достоверность».

Значение проделанной работы прокомментировал Алексей Борисович Вульфов, председатель Общества любителей железных дорог.

«Мы присутствуем при выдающемся в истории осмысления миссии железнодорожного транспорта в России событии, которое воплотилось в этом издании. Видна серьёзная проработка материала, а какие-то погрешности можно опустить – настолько они незначительны по сравнению с его фундаментальностью. Необходимо отметить, на каком высоком профессиональном уровне подготовлены карты: они бесстрастны и наглядны. С этой точки зрения издание безупречно, – определил Алексей Борисович. – Работая с атласами, я всегда ощущаю какое-то трепетное и радостное чувство от общения с картой, и эта книга предлагает для изучения уникальный массив исторического и современного материала. На мой взгляд, этот «Атлас» можно назвать хрестоматией по истории железнодорожного транспорта, а значит, и всей страны – и всё это только благодаря картам, в которых нашли отражение рождение отрасли, её динамика и перспективы».

«Для меня эта книга, которая несёт просветительский характер, стала настольной, а обнаруженная информация о железнодорожных музеях – бесценна как открытие, – говорит Вульфов и тут же добавляет: – чрезвычайно наглядной является карта экономических транспортных потоков до революции, которую я могу использовать в своей работе. Блестящая идея составителей – показать направления, сопутствующие отрасли железнодорожного транспорта, т.е. разнообразие его роли в жизни страны. Большое спасибо коллективу разработчиков за то, что они уважают людей, интересующихся железнодорожным транспортом».

«Атлас железных дорог России» – самодостаточное издание, которое объединяет в себе одновременно элементы, присущие картографическому изданию, энциклопедии, художественной прозе, и представляет интерес для широкого круга читателей. В нём прослеживается жизненный путь всех железных дорог – филиалов ОАО «РЖД», который отражён в картах и отчётах, рисунках и фотографиях, представляющих большую ценность как собранные воедино знания и опыт, надежды и стремления, цели и достижения. А ещё благодаря интересной подборке фотографий и рисунков есть возможность увидеть те или иные объекты в их первоначальном виде, в историческом контексте. История развития железнодорожного транспорта и повествование о его текущем состоянии (с непременным взглядом в будущее) следуют в этом комплексном документе рука об руку – их линии пересекаются, как разветвлённая железнодорожная сеть, такая масштабная и полнокровная в облике России.

Также хочется выразить благодарность за выступления Владимиру Витальевичу Космину, Александру Сергеевичу Сенину.
Ольга Михайлова, ведущий специалист Бухгалтерской службы ОАО «РЖД»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30