01 декабря 2022 19:06

01 декабря 2022 19:06

фото: Архив Ааре-Пауля Латтика

В ожидании стука колёс

Органная музыка в исполнении известного эстонского органиста Ааре-Пауля Латтика звучит во многих залах мира, и Москва не исключение – Ааре-Пауль выступил с новой программой, представив зрителям произведения Иоганна Баха, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Жюля Массне, Александра Гильмана, Ги Бовэ, Пеэтера Сюда.
После концерта мы беседовали об органной музыке и её восприятии слушателями, о вдохновении и постоянном совершенствовании, о музыке Старого Таллинна и о том, что нужно задуматься о наследии, создав своё уникальное произведение. Затронув тему о роли творчества в семье музыканта, обнаружился интересный факт – он любит железную дорогу: «Я до сих пор поражаюсь, какое большое значение имеет для меня железная дорога!»


– Какую роль в Вашей семье сыграла железная дорога?


– Мои бабушка и дедушка по папиной линии были творческими людьми, связавшими свою жизнь с цирком. Для бабушки Ольги Тоом-Латтик всё начиналось с железной дороги: вместо школы она с гораздо большим удовольствием гуляла по железнодорожной колее, по шпалам. Возможно, она стремилась к какой-то свободе и такая возможность ей представилась – уйти с бродячим цирком. Пройдя однажды без страховки по натянутой проволоке, девочка обратила на себя внимание – так началась её цирковая карьера акробатки и эквилибристки. Что самое интересное, железная дорога не оставляла её и в дальнейшем – после выхода на пенсию бабушка устроилась работать сторожем-стрелочницей. Мой прадед Йосиф Тоом и его сын Николай Тоом работали станционными смотрителями на станции Валга, а мой второй дядя Кондратий Тоом был начальником Балтийского вокзала Таллинна. Так что, железная дорога у нас в крови.


– С чего начиналась железная дорога для Вас? 


– Для ответа на этот вопрос следует обратиться к периоду детства, когда я часто ездил на поезде к моей тёте в деревню Каарепере, что примерно в получасе езды, не доезжая Тарту. Я хорошо помню эти поездки – время в дороге проходило очень быстро, наверное, мне его даже не хватало. Я всегда находился в своих мыслях, а к ночи быстро засыпал, продолжая о чём-то грезить. Поскольку наш дом в деревне рядом с железной дорогой, то я, как и моя бабушка когда-то, украдкой от родителей гулял по путям. 


– А в Таллинне Вы гуляли по железной дороге? 


– А как же! Но ещё я мечтал покататься на товарном поезде. Однажды, мне было лет двенадцать, мы с другом запрыгнули на такой поезд, а состав прибавил скорость и стал стремительно удаляться от Таллинна. Что оставалось делать? Мы спрыгнули на полном ходу – я отделался ушибами, а друг сломал руку. Зато сбылась мечта.


– Как часто Вам приходится совершать поездки на поезде?  


– Раньше мы часто путешествовали на поезде – ездили с родителями и в Москву, и Ленинград. Сейчас реже, потому что в силу большой занятости приходится экономить время, и я летаю на самолёте. Если говорить о поездках в пределах Эстонии, то порой проще доехать на автомобиле. Но до сих пор, когда я вижу поезд, начинаю думать о том, куда эти люди едут, чем они заняты, о чём мечтают... Мне сразу вспоминается детство – с ним ассоциируется железная дорога.


– Вас не беспокоит шум проходящих поездов? 


– Скорее наоборот – когда я слышу звук проходящего поезда, то чувствую необыкновенное спокойствие. Если я бываю взволнован, то с приближением поезда волнение уходит, наверное, оно уезжает на поезде, – улыбается Ааре-Пауль. – Думаю, я подсознательно жду того момента, когда снова услышу стук колёс. Однажды я поймал себя на мысли, что квартиру я выбрал в доме рядом с железной дорогой, которая связывает Таллинн и Москву. Вот такое неслучайное совпадение. Для музыканта очень важны звуки – и звуки исполняемой им музыки, и окружающие звуки. Эта железнодорожная мелодия – своего рода музыкальное произведение, которое очень положительно на меня влияет. 


– Не потеряет ли железная дорога своей актуальности?  


– Железная дорога Эстонии раньше была очень развита. Но постепенно её укорачивали, например, демонтированы пути на маршруте Риисипере – Хаапсалу, в то время как железная дорога в Хаапсалу в своё время имела большое историческое значение. Для пассажиров предлагают альтернативу – вводят автобусы, но, на мой взгляд, по сравнению с поездом в них менее комфортно. В Европе и России железнодорожный вид транспорта очень популярен, и мне кажется, что его надо развивать.


Я пожелала музыканту отправиться на поезде в небольшое путешествие. И как знать, может быть, в пути под стук колёс к нему придёт вдохновение для создания собственного гениального произведения.

Ольга Михайлова, ведущий специалист бухгалтерской службы ОАО «РЖД»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31