01 декабря 2022 18:46

01 декабря 2022 18:46

фото: Ольга Михайлова

Проза жизни стальной магистрали

Авторская встреча с главным научным сотрудником АО «ВНИИЖТ», доктором технических наук, профессором Евгением Сотниковым собрала в стенах библиотеки ЦНТИБ (г. Москва) большое количество слушателей и почитателей истории железнодорожного транспорта.
Евгений Сотников всегда уделял и продолжает уделять большое внимание перспективам развития железнодорожного транспорта, и тема, выбранная им для встречи, созвучна его стремлениям – активно работать в области развития методов управления перевозочным процессом в современных условиях.

Учёный-железнодорожник, подготовивший немало научных трудов, обратился на встрече к своей книге «История и перспективы мирового и российского железнодорожного транспорта 1800-2100 годы».

Отметим, что его книга – это некий экскурс в прошлое, когда стальная магистраль начиналась с простых составляющих – колеи, колеса и паровой машины. В книге описано пять этапов развития железных дорог, начиная от истории Древней Греции и Древнего Рима, когда уже использовались колея и колесо, до этапа современности, на временнóм отрезке которого мы сейчас и находимся. Но за последние десятилетия в мире произошёл значительный прогресс – то, что нам казалось мечтой, стало вполне привычным. Например, уже не представляешь более удобный и комфортный способ передвижения по маршруту Москва – Санкт-Петербург, чем на скоростном «Сапсане», и, возможно, скоро время в пути сократится до 2,5-3 часов. А двухэтажные поезда, позволяющие повысить пассажиропоток, делают нашу поездку совершенно необычной.

В ходе встречи Евгений Александрович затронул важный вопрос о перспективах железных дорог: «Был момент, когда у железных дорог, казалось, нет перспектив – быстро развивались авиация и автомобильный транспорт, появились трубопроводы, решавшие проблемы транспортировки нефти. В Англии в 1950-е годы, например, появилась идея срыть железные дороги и заменить их автодорогами. Но такое не могло произойти в нашей стране. К счастью, железнодорожный транспорт остался жить. И с учётом возрастающих потребностей перевозок различных грузов, с объёмами которых автомобильный транспорт просто не справится, а авиация тоже имеет свои ограничения, я могу смело утверждать, что железные дороги – перспективный транспорт до конца как минимум XXI века, и полноценной альтернативы ему нет».

Большое значение Евгений Александрович придаёт развитию высокоскоростных магистралей (ВСМ) – символу XXI века, и считает, что в России для успеха этого направления есть все предпосылки. Важной составляющей прогресса должно стать развитие методов управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте с учётом активного использования новейших разработок в области информационных технологий.

Рассматривая особенности развития железных дорог пятого этапа, Евгений Александрович написал, что «реализация ряда технических решений, смелых проектов и инициатив, подтверждает способность железных дорог адаптироваться к современным условиям». И сейчас, когда одно десятилетие уже позади, можно сказать, что железные дороги успешно использовали многие достижения научно-технического прогресса. Но достигнутые преимущества железнодорожного транспорта целесообразно не только закрепить, но и «приложить большие усилия для того, чтобы железные дороги в полной мере соответствовали требованиям современного и тем более грядущего мира». Тогда в каком ключе можно было бы продолжить книгу? На этот вопрос Евгений Александрович ответил так: «Если сделать предположение о продолжении книги, я хотел бы остановиться на интеллектуальных рабочих местах. Информационные технологии в настоящее время прекрасно развиты, и подумайте, как необходима автоматизация в виде интеллектуальных систем, скажем, для дежурного по железнодорожной станции, который организовывает движение грузовых, пассажирских и пригородных поездов, открывает поездам светофоры, а стрелки уже сегодня автоматически переводятся по маршруту следования. А дежурному по дороге за смену приходится принимать более ста оперативных управляющих решений, и если принято неправильное решение, может сильно ухудшиться поездная обстановка. Так что движенцам на помощь должна прийти автоматизация. Не стоит думать, что она заменит человека, нет, скорее позволит оптимизировать его труд, снизив риск возникновения ошибок и сбоев ввиду человеческого фактора».

Встреча с Евгением Сотниковым стала для многих, кто пришёл в библиотеку, знакомством, которое непременно хочется продолжить. И теперь, когда мы знаем о множестве его работ – монографий, учебников и статей, а также о запатентованных изобретениях, когда мы ощущаем его энергию и понимаем, что он не прекращает трудиться, возникает ещё больше вопросов, ответы на которые позволят раскрыть личность этого замечательного человека.
Ольга Михайлова, ведущий специалист Бухгалтерской службы ОАО «РЖД»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30