01 декабря 2022 20:23

01 декабря 2022 20:23

фото: личный архив

Модельный ряд... на колёсах

Как видят железную дорогу художники, говорят их изделия, сделанные с большой любовью

Андрей
Сидоренко,
руководитель коллектива «АС-студия»

Ко Дню железнодорожника в музее железнодорожного транспорта Московского центра научно-технической информации и библиотек открылась выставка «Фарфоровая поэзия железных дорог».
Директор музея Надежда Александрова высоко оценила мастерство и творческий взгляд коллектива «АС-студия» на важность железнодорожного транспорта, который присутствует в нашей жизни везде: «Нам очень приятно сотрудничать со студией, благодаря которой мы узнали, как создаётся фарфор и как художник может интерпретировать известный стиль «Гжель». На мой взгляд, все работы замечательны, и надо признать, что своим творчеством мастера, профессиональные художники, неизменно способствуют развитию вкуса и приобщению к народному промыслу, о котором нельзя забывать. В этом мне видится огромное значение выставки».
О выставке и изготовлении фарфоровых изделий рассказал Андрей Сидоренко, основатель, руководитель и идейный вдохновитель коллектива «АС-студия»: «Основанная в 1997 г., наша студия всегда стремилась обрести свой почерк, стиль, который отличался бы от традиционного гжельского изяществом и более изысканной художественной росписью изделий. Сейчас я могу сказать, что мы достигли того уровня мастерства, когда наши работы высоко оцениваются не только в России, но и за рубежом».

– Как получилось, что производство фарфора стало вашим призванием?
– Это желание возникло в результате знакомства и общения с гжельскими художниками. Я был тогда очень вдохновлён и вместо науки и технологии, которыми занимался всё это время, решил попробовать себя в совершенно новом для меня деле – сначала самостоятельно, подражая стилю известных мастеров, а потом вместе с единомышленниками – молодыми художниками, с которыми и создали студию. И, что немаловажно, наше творчество носит коллективный характер.

– Какова технология изготовления фарфора?
– Работа над будущим изделием начинается с эскиза, с которого делается гипсовая модель. С неё снимается форма (причём важно, чтобы она легко разбиралась и собиралась), которая (в собранном виде) заполняется шликером (жидкая масса, состоящая из каолина, кварца, полевого шпата и т.д.). Отливка достаётся из формы, очищается и подвергается сушке, при необходимости вручную к ней с помощью того же шликера приклеиваются мелкие детали, и при температуре около 900 градусов в течение 6-8 часов производится первый (утильный) обжиг для выжигания органических включений, воды и упрочнения заготовки. Получившаяся модель пригодна для росписи, после которой следует этап глазуровки (до обжига глазурь имеет белый цвет) и плотного второго обжига при температуре 1350 градусов. При желании мастер может выполнить надглазурную роспись, в этом случае для закрепления краски производится ещё один обжиг.

– Как возникла идея обратиться к теме железных дорог?
– Тема железных дорог занимает особое место в нашем творчестве. Девять лет назад началось наше сотрудничество с Российской академией путей сообщения (РАПС) – за это время было создано около сорока различных изделий. Так что проведение данной тематической выставки, приуроченной к празднику железнодорожника, было закономерно, и мы рады, что есть возможность показать изделия широкому кругу людей. Мы готовили выставку не один год, и те изделия, которые вы можете видеть, наилучшим образом отражают трепетное отношение наших мастеров к железной дороге.

– Следует ли ждать продолжения фарфоровой серии на железнодорожную тематику?
– Конечно, и в настоящее время совместно с РАПС мы планируем расширить сувенирный модельный ряд известных локомотивов и бронепоездов, будем делать даже рельсы, а также готовы разработать новые фарфоровые композиции, которые, я уверен, придутся по душе и работникам железнодорожной отрасли, и всем, кто неравнодушен к изысканному фарфору.  

О том, как видят железную дорогу художники, говорят их изделия, сделанные с большой любовью. Поэзия железных дорог звучит сине-голубой росписью и удивительным сочетанием цветных красок-пигментов, а также необыкновенными идеями и мотивами, воплощёнными в работах Любови Казаковой, Галины Сливковой, Натальи Арустамовой, Ольги Кошкадаевой, Владимира Катасонова.
Галина Сливкова и Любовь Казакова, приехавшие на открытие выставки, с радостью рассказали о своём творчестве.
Галина Сливкова на протяжении десяти лет занимается керамикой, фарфором: «Я с детства любила лепить из глины, поэтому выбор профессии не был случайным – три года назад я окончила Гжельский государственный художественно-промышленный институт. Мне нравится работать с фарфором. Это благородный материал, который даёт много декоративных возможностей – можно выполнять и подглазурную, и надглазурную роспись. Мы широко применяем кобальтовую роспись, роспись цветными пигментами и комбинированную роспись, после которой обязателен декоративный обжиг».
На мой вопрос об истории возникновения фарфора Галина ответила так: «Если обратиться к истории, то до «Гжели» была популярна цветная майолика. Красную глину покрывали белой эмалью и расписывали цветными красками. На смену майолики пришёл фаянс (белая глина). А со временем появился более твёрдый и утончённый фарфор, в состав которого входит каолин. Каждый мастер знаком со всеми этапами производства фарфора, и в своей работе использует уже готовую природную массу, либо технологи при необходимости приготавливают её, чтобы достичь нужных для работы свойств».
Её панно «Фарфоровая поэзия железных дорог», название которого обобщило представленные в выставке изделия, напоминает изразцы. В центре изображён движущийся поезд, а по периметру – маленькие сцены из жизни людей, так или иначе связанных с железной дорогой. Искусно созданы маленькие колокольчики, а в отдельной витрине – фарфоровые скульптуры людей, прекрасно раскрытые типажи конца XIX-начала XX века.
Любовь Казакова с детства мечтала стать художником и много рисовала: «Я поступила в Гжельский художественно-промышленный колледж без начальной подготовки в художественной школе. В колледже нам преподавали все основные дисциплины, необходимые для получения профессии художника (скульптуру, живопись, композицию), но многому приходилось учиться самостоятельно: например, золотом и цветными красками нас писать не учили. И уже во время учёбы я начала работать, потому что нужна была практика».
Прекрасно владея приёмами росписи под «Гжель», Любовь привезла на выставку несколько сервизов, расписанных кобальтовой краской и золотом: «Гжель – это своего рода художественное течение, которое всегда было видом исконно русской народной росписи. Ввиду дороговизны цветных красок, использовавшихся при росписи майолики, была придумана иная технология – под «Гжель», когда за счёт характерного мазка – перехода от тёмного синего к светлому в общей концепции на фоне белого достигается гармоничное и привлекательное сочетание цветов. Мне нравится работать с цветными пигментами, но иногда ты понимаешь, что конкретное изделие лучше расписать кобальтовой краской, которая первоначально имеет чёрный цвет, а синей становится после обжига. А придать изделию более богатый и утончённый вид может золото. Вообще мы не боимся экспериментов и стремимся привносить в своё творчество новые элементы, которые способны придать нашим работам отличие от традиционной Гжели. Например, используем более сложную роспись – создаём рисунок, состоящий из мелких деталей, и за счёт очерченного  золотом контура он выглядит изящным и кружевным».
Ольга Михайлова, ведущий специалист Бухгалтерской службы ОАО «РЖД»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31