01 декабря 2022 19:11

01 декабря 2022 19:11

фото: Ольга Михайлова

Открытия делаем с читателем

Для любого сотрудника библиотеки вопрос сохранения старых изданий стаётся самым актуальным

Татьяна
Царегородцева
Заведующая отделом библиографии библиотеки ЦНТИБ

С железной дорогой в регионы нашей страны неизбежно приходила цивилизация, ведь одновременно развивалась инфраструктура конкретного района, где велось строительство. И библиотеки, которые организовывали на местах, играли не последнюю роль в повышении уровня образования населения.
Посещение библиотеки Центра научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД» – это знакомство с историческими вехами её развития, рассказы о многочисленных изданиях, аккумулирующих на своих страницах историю железнодорожной отрасли, и, конечно, погружение в мир знаний, основным источником которых всегда была и остаётся книга. Библиотека ЦНТИБ, которая по праву гордится богатством своего фонда, насчитывает около миллиона экземпляров. Здесь бережно хранятся накопленные знания и наработки предшествующих поколений. Библиотечный фонд комплектуется литературой из самых разных источников.

Большое значение в деятельности библиотеки придаётся регулярному информированию специалистов отрасли о новых материалах, поступивших из отечественных и зарубежных источников, и удовлетворению запросов с помощью литературы фондов, а также благодаря межбиблиотечному абонементу в рамках сотрудничества с библиотеками университетов путей сообщения, библиотеками федерального значения – РГБ, ГПНТБ и Федеральным государственным бюджетным учреждением науки ВИНИТИ РАН. Для популяризации чтения среди сотрудников компании в библиотеке начали проводить специальные мероприятия, направленные на привлечение авторов-железнодорожников, организацию тематических выставок и встреч с читателями.

Зайдя в читальный зал библиотеки ЦНТИБ, понимаешь, какую масштабную и кропотливую работу проводят ежедневно её сотрудники, поистине преданные своему делу.

– Какова роль библиографа в работе библиотеки ЦНТИБ, призванного удовлетворять высокие запросы читателей?
– Профессия библиографа чрезвычайно интересна, так как сочетает в себе не только поиск необходимых материалов в библиотечных каталогах, но и оперативную обработку больших объёмов информации из разных источников. Сейчас мы ищем сведения о расписании движения поездов в Ригу, Берлин и Ленинград в 1941 г., параллельно работаем над запросом по поиску отечественных и зарубежных статей по эксплуатации малодеятельных железнодорожных линий. В работе также запрос по техническим характеристикам современных гибридных тепловозов, производимых в США, Англии, Франции, Германии. Часто читатели обращаются с просьбами найти сведения исторического характера. Из особенно запомнившихся – поиск информации по сооружению инженером Петром Васильевичем Ивашевым не имеющей аналогов фильтрующей дамбы при строительстве Мурманской железной дороги.
Поиски увенчались успехом, принеся буквально открытие – инженер оказался внуком декабриста Василия Петровича Ивашева, при упоминании о котором вспоминается роль в его судьбе Камиллы Ле Дантю. А недавно к нам обращались за сведениями о начале деятельности футбольного клуба «Локомотив». Как видите, интересы наших читателей безграничны. Библиографы библиотеки, – продолжает Татьяна Николаевна, – занимаются также аналитической росписью статей из периодической печати. Подписка на 2016 г. составляет более 140 наименований, среди которых 26 журналов на иностранных языках.

– Какая работа ведётся сейчас в библиотеке?
– В настоящее время создаётся электронная библиотека. Работа ведётся в двух направлениях: создание объединённого электронного каталога на основе существующих электронных каталогов ЦНТИБ всех дорог сети. Если принять к сведению, что у нас хранится около миллиона экземпляров книг: монографий, учебников, сборников, энциклопедий, альбомов и атласов, справочных изданий, относящихся к железнодорожной отрасли и смежным отраслям (энергетика, машиностроение, экономика, электротехника, управление отраслью, архитектура и искусство), а также многочисленные периодические издания, то работа по их описанию представляется достаточно трудоёмкой и затратной по времени.

– С какой книги Вы посоветовали бы начать изучение железных дорог?
– С книг по истории железных дорог, и у нас такие имеются – они обычно содержат описательную, текстовую части и замечательные иллюстрации. Если говорить о знакомстве читателя с уникальными изданиями, то в качестве эксперимента мы решили отсканировать, распечатать и показать на выставке ряд иллюстраций из «Альбома видов искусственных и гражданских сооружений Московско-Виндавской железнодорожной линии» (1898–1901 гг.).

– Каким самым ранним изданием может похвастаться библиотека?
– Одно из самых старинных – книга «Записка по поводу замечания Союза германских железных дорог на проект Бернской конвенции» 1800 года издания. Есть у нас в фонде отчёт 1836 г. Франца Антона Герстнера «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск…». Построенную им Царскосельскую железную дорогу можно по праву считать началом развития железнодорожной отрасли в России.

– В рамках мероприятий, приуроченных к 95-летию создания сети технических библиотек, Вы уже принимали участие в организации интересной выставки. Что это была за выставка?
– В конце апреля в нашей библиотеке была организована выставка периодических изданий, а также современных и редких книг, датируемых XIX веком. Она была приурочена к празднованию Всемирного дня книг и авторского права. Думая о выставке с точки зрения организации, несущей просвещение, мы понимали, что она должна быть компактной и интересной широкому кругу читателей независимо от возраста и занимаемой должности.
Нужно было грамотно выбрать документы, исходя ига михайз их информативности, и обеспечить сохранность. По каталогу мы сформировали список имеющихся в фондах документов и сгруппировали их, выбрав, на наш взгляд, те, без которых нельзя говорить о железных дорогах в принципе, – это уставы, правила технической эксплуатации, тарифы. На стенде были представлены такие уникальные издания, как «ПОЛОЖЕНIЕ ОБЪ ЭКСПЛОАТАЦIИ ПАРОВОЗНЫХЪ ЖЕЛѢЗНЫХЪ ДОРОГЪ» (1867 г.) и недавно переизданная книга «Принципы ЖЕЛѢЗНОДОРОЖНЫХЪ ТАРИФОВЪ ПО ПЕРЕВОЗКѢ ГРУЗОВЪ» (С. Витте, 1884 г.). Вообще для любого нашего сотрудника вопрос сохранения старых изданий, которые в силу времени не подлежат перемещению и требуют особых условий хранения, остаётся самым актуальным, – делится Татьяна Николаевна. – Отрадно, что многие из них удаётся переиздавать, так что частично с этой проблемой мы справляемся. Ещё одним моментом в ходе подготовки выставки стала подборка пар книг, в которых обнаруживается актуальность того или иного вопроса как в XIX веке, так и в наши дни. К примеру, обратите внимание на книги «СБЛИЖЕНIЕ СРЕДНЕЙ АЗIИ СЪ ЕВРОПОЮ» (1858 г.) и «Интегральная евразийская инфраструктурная система как приоритет национального развития страны» (2013 г.) – вот такое примечательное совпадение.
Беседовала Ольга Михайлова, ведущий специалист Бухгалтерской службы ОАО «РЖД»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30