20 апреля 2021 08:10

20 апреля 2021 08:10

фото: Николай Ембулаев

Баланс интересов

Куйбышевская дорога примет участие в разработке комплексной схемы транспортного развития регионов

Специалистов дороги и пригородных пассажирских компаний задействуют в обсуждении комплексного плана транспортного обслуживания регионов.

Активная позиция железнодорожников нашла поддержку среди руководителей транспортных министерств и комитетов на состоявшемся в Самаре совещании по вопросу комплексного транспортного обслуживания регионов в части согласованности развития железнодорожного и других видов транспорта.

Точное время проведения консультаций сторон пока не определено, поскольку региональные транспортные министерства намерены просить Минтранс РФ об отсрочке подготовки комплексных  планов – как минимум до середины следующего года. Связано это с масштабностью поставленной задачи, необходимостью формирования новой нормативно-правовой базы и концепции построения транспортного обслуживания.

Комплексный план должен стать документом стратегического планирования, определяющим параметры транспортного обслуживания в субъекте РФ, после чего появится возможность заключать с ППК долгосрочные договоры на организацию транспортного обслуживания, а самим пригородным компаниям – планировать свою деятельность таким образом, чтобы приобретать подвижной состав и включать инвестиционную составляющую в   развитие своего бизнеса.

Пока же ситуация в пригородном комплексе продолжает оставаться неоднозначной. Несмотря на восстановление большинства пригородных маршрутов, железнодорожникам регулярно приходится сталкиваться с недовольством местного населения проведённой оптимизацией. Объективным отражением качества транспортных услуг стала оценка пассажиров на основе анализа поступающих обращений. По словам начальника Куйбышевской региональной службы развития пассажирских сообщений и предоставления доступа к инфраструктуре Сергея Антипенко, из 350 обращений 232 содержат требования вернуть отменённые поезда. Стоит отметить, что рост таких обращений фиксируется по всем субъектам РФ, жители которых пишут не только в адрес дороги, но и губернаторов и даже Президента страны. Ряд субъектов РФ всё же принял решение отказаться от пригородного железнодорожного сообщения и заменить электрички автобусами. Однако не всегда подобные меры оказываются результативными.

«Необходимо сбалансированно подойти к обеспечению транспортной доступности населения с учётом возможностей всех видов транспорта», – уверен начальник Куйбышевской железной дороги Сергей Соложенкин.

Для этих целей пригородные компании предлагают пересмотреть маршруты внутрирегиональных перевозок, определить опорные пассажирообразующие железнодорожные станции, к которым необходимо осуществлять доставку пассажиров автотранспортом ко времени, состыкованному с расписанием пригородных поездов.

Примером, когда разные перевозчики из конкурентов становятся союзниками, может служить работа по организации интермодальных перевозок в период проведения «окон». Данная технология уже третий год подряд успешно применяется ОАО «Башкортостанская ППК» на территории Республики Башкортостан, а в этом году новый формат апробировала и ОАО «Самарская ППК» на территории Самарской области. В прошлом году благодаря интермодальным перевозкам был осуществлён трансферт 15 тыс. человек, за текущий период этого года – 5,8 тыс. человек.

В конкурентной среде железнодорожный транспорт сохраняет ряд преимуществ, в том числе в части обеспечения  безопасности, и нацелен на расширение линейки услуг. К примеру, ОАО «Башкортостанская ППК» намерена увеличить количество билетопечатающих автоматов, организацию на ряде продолжительных маршрутов (более двух часов) специальных зон «мать и дитя», а также разместить стойки для зарядки телефонов.

Продуктивно выстроить взаимодействие сторонам удалось в проекте «Дневной экспресс», в рамках которого поезда преодолевают расстояние между Самарой и Пензой за 4 часа 40 минут. В перспективе это время планируется уменьшить ещё на 20 минут. Региональные власти смогли, насколько возможно, скорректировать график движения общественного транспорта и развести по времени поезда с параллельно идущим автобусным сообщением. Как результат – рост пассажиропотока и повышение интереса к проекту со стороны других регионов.

Однако организация межрегиональных перевозок продолжает оставаться для пригорода одним из наиболее проблемных моментов. В частности, неразрешён до конца вопрос пригородного сообщения на маршрутах Сызрань – Кузнецк и Сызрань – Инза. Несмотря на сложности, в Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области всё же рассматривают возможность восстановления движения до Рачейки.

По мнению врио министра промышленности, развития предпринимательства, инновационной политики и информатизации Пензенской области Михаила Торгашина, решать подобные вопросы будет крайне сложно до тех пор, пока не появится механизм согласования межсубъектных перевозок. Ссылаются региональные министры и на отсутствие самого понятия «межрегиональный заказ» и, соответственно, субсидирования из федерального бюджета.

В части подготовки комплексного плана транспортного обслуживания министерства будут базироваться на исследованиях и наработках, которые уже есть в регионах. К примеру, в Башкортостане утверждён проект транспортной стратегии Республики до 2030 года, где предусмотрены вопросы развития пригородного комплекса.

Содействие коллегам готовы оказать и пригородные перевозчики. Как рассказал генеральный директор ОАО «Башкортостанская ППК» Игорь Поляев, в прошлом году во все регионы, находящиеся в зоне обслуживания ППК, был направлен так называемый паспорт пригородного железнодорожного сообщения. Документ включил в себя описание состояния платформ, их количество, населённые пункты, удалённость их от остановочных пунктов, подвижной состав, его категории и сроки эксплуатации и многое другое.

В Республике Мордовия планируется задействовать материал проведённого в 2013 году по инициативе Минтранса РФ экспериментального исследования отработки модели системы транспортного обслуживания пассажиров в межмуниципальном и внутрирайонном сообщениях на территории Республики. Кроме этого,  в прошлом году была проведена научно-исследовательская работа по разработке комплексной схемы развития пассажирского транспорта общего пользования в Саранске на перспективу до 2020 года с учётом реализации задач проведения ЧМ по футболу.

Активная фаза подготовки к данному мероприятию мирового значения – в числе ключевых вопросов, которые  также в ближайшее время предстоит решать регионам и РЖД. По словам заместителя председателя правительства – министра целевых программ Республики Мордовия Алексея Меркушкина, для Саранска железная дорога имеет особое значение, поскольку именно её возможности планируется максимально задействовать при транспортировке болельщиков между городами-участниками.

В Республике Мордовия уже просчитывают возможные варианты развития событий, готовят развлекательную программу и анализируют мощности аэропортов, расположенных в соседних Пензенской и Ульяновской областях, откуда гостей чемпионата планируется перевозить в Саранск на игры электричками. До знакового для всей страны события остаётся сравнительно немного времени, и республиканские власти предлагают активизировать работу по созданию совместного  плана действий.
Никита Демидов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30