
фото: Александр Савенков
В лучших традициях
Музей региона поддерживает интерес к истории развития транспорта у нового поколения железнодорожников
Музей боевой и трудовой славы Волго-Камского региона стал победителем сетевого смотра-конкурса в номинации «За вклад в сохранение истории отрасли».
Свою личную историю музей ведёт с 19 января 1993 года, когда состоялось его официальное открытие. С тех пор прошло более двух десятилетий, но интерес к прошлому железнодорожного транспорта только возрастает.
Идея создания в Ульяновске музея боевой и трудовой славы отделения дороги, которую воплотили в жизнь ветераны-железнодорожники, принадлежала возглавлявшему на тот момент отделение Е.М. Плохову. Первым директором музея стал Анатолий Павлович Хорьков, затем эстафету руководства приняла его супруга – Александра Степановна. Именно они буквально по крохам собирали экспонаты, организовывали изготовление и покупку макетов, кропотливо искали в архивах подлинные исторические документы, тем самым пополняя запасники и оформляя выставочные стенды. Такая самоотверженная работа по пропаганде боевой и трудовой истории железнодорожного транспорта, Куйбышевской магистрали и Ульяновского отделения, по военно-патриотическому воспитанию молодёжи была отмечена многочисленными грамотами и наградами.
В настоящее время музей располагается на вокзале Ульяновск-Центральный и функционирует на общественных началах при Ульяновском Совете ветеранов Волго-Камского региона. С 2011 года его хранителем является почётный ветеран Куйбышевской дороги Ольга Константиновна Савельева, в прошлом начальник технического отдела Ульяновской дистанции электроснабжения.
«Сейчас в своих фондах музей насчитывает 120 единиц подлинных образцов предметов, аппаратов, которые использовались на железной дороге, 49 различных макетов и более 160 экземпляров книг о железнодорожном транспорте и железнодорожниках, а также достаточный объём юбилейных буклетов, - расказывает она. – Имеется значительное количество – около 100 – фотоальбомов, посвящённых юбилейным датам предприятий, станций и участков пути Ульяновского отделения. Особую ценность представляют фотоальбомы участников Великой Отечественной войны с их воспоминаниями о тех героических и трагических годах».
В фондах музея хранятся уникальные документально оформленные воспоминания ветеранов об истории образования железнодорожных предприятий. Примечательно, что при отсутствии многих архивных подлинных документов именно эти записи внесли неоценимый вклад в построение хронологической картины становления и развития Ульяновского отделения. Кроме этого, с помощью полученных из областного архива копий подлинных исторических документов, имеющихся в фондах музея воспоминаний ветеранов-железнодорожников, хранителем музея были составлены исторические справки о строительстве Волго-Бугульминской железной дороги и Волжской рокады.
Сегодня посещение железнодорожного музея стало обязательным для слушателей курсов повышения квалификации Ульяновского отделения учебного центра и студентов железнодорожного техникума. Также среди постоянных посетителей – ветераны, студенты и воспитанники детских садов Ульяновской области.
Идея создания в Ульяновске музея боевой и трудовой славы отделения дороги, которую воплотили в жизнь ветераны-железнодорожники, принадлежала возглавлявшему на тот момент отделение Е.М. Плохову. Первым директором музея стал Анатолий Павлович Хорьков, затем эстафету руководства приняла его супруга – Александра Степановна. Именно они буквально по крохам собирали экспонаты, организовывали изготовление и покупку макетов, кропотливо искали в архивах подлинные исторические документы, тем самым пополняя запасники и оформляя выставочные стенды. Такая самоотверженная работа по пропаганде боевой и трудовой истории железнодорожного транспорта, Куйбышевской магистрали и Ульяновского отделения, по военно-патриотическому воспитанию молодёжи была отмечена многочисленными грамотами и наградами.
В настоящее время музей располагается на вокзале Ульяновск-Центральный и функционирует на общественных началах при Ульяновском Совете ветеранов Волго-Камского региона. С 2011 года его хранителем является почётный ветеран Куйбышевской дороги Ольга Константиновна Савельева, в прошлом начальник технического отдела Ульяновской дистанции электроснабжения.
«Сейчас в своих фондах музей насчитывает 120 единиц подлинных образцов предметов, аппаратов, которые использовались на железной дороге, 49 различных макетов и более 160 экземпляров книг о железнодорожном транспорте и железнодорожниках, а также достаточный объём юбилейных буклетов, - расказывает она. – Имеется значительное количество – около 100 – фотоальбомов, посвящённых юбилейным датам предприятий, станций и участков пути Ульяновского отделения. Особую ценность представляют фотоальбомы участников Великой Отечественной войны с их воспоминаниями о тех героических и трагических годах».
В фондах музея хранятся уникальные документально оформленные воспоминания ветеранов об истории образования железнодорожных предприятий. Примечательно, что при отсутствии многих архивных подлинных документов именно эти записи внесли неоценимый вклад в построение хронологической картины становления и развития Ульяновского отделения. Кроме этого, с помощью полученных из областного архива копий подлинных исторических документов, имеющихся в фондах музея воспоминаний ветеранов-железнодорожников, хранителем музея были составлены исторические справки о строительстве Волго-Бугульминской железной дороги и Волжской рокады.
Сегодня посещение железнодорожного музея стало обязательным для слушателей курсов повышения квалификации Ульяновского отделения учебного центра и студентов железнодорожного техникума. Также среди постоянных посетителей – ветераны, студенты и воспитанники детских садов Ульяновской области.
Александр Савенков