11 апреля 2021 19:34

11 апреля 2021 19:34

Сколько стоит труд,

или Насколько рост зарплаты зависит от темпов роста производительности

Юрий  Исаев,заместитель председателя Дорпрофжел – руководитель Башкирского филиала Дорпрофжел
Одной из главных составляющих социального партнёрства на предприятиях железнодорожного транспорта в условиях проведения экономических реформ является обеспечение достойной и справедливой оплаты труда работников.
Существующее положение в оплате и мотивации труда в компании по-прежнему остаётся сложным. 


На фоне непреодолённых последствий экономического кризиса, снижения в стране темпов развития экономики в организациях железнодорожного транспорта проводятся мероприятия по сокращению расходов на персонал. Это приводит к ликвидации рабочих мест, снижению роста заработной платы и как следствие – снижению стоимости рабочей силы. На рынке труда стоимость рабочей силы принимает форму заработной платы, которая, как считают профсоюзы, должна обеспечивать работнику экономическую независимость, содержание семьи, организацию отдыха, возможность реализовать свой культурный и нравственный потенциал.


Заниженная цена труда часто вынуждает работника соглашаться на необоснованно завышенные производственные задания, сверхурочную работу, подталкивает к нарушению правил и норм охраны труда. Сегодня уровень реальной заработной платы значительной части работников невысокий, её едва хватает на воспроизводство собственной рабочей силы и на содержание семьи работника. По оценке аналитиков доля расходов на продукты питания в России составляет 31% потребительских расходов. Тогда как в странах ЕС этот показатель не превышает 15%.


Проще говоря, зарплата фактически проедается. По данным экспертного обследования Всеобщей конфедерации профсоюзов 61% населения России тратит на продукты питания более половины своей зарплаты.


Основными направлениями деятельности РОСПРОФЖЕЛ обозначена работа по повышению минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации. 


Среди хозяйствующих субъектов Российской Федерации ОАО «РЖД» по уровню заработной платы находится на 15-м месте (из 61-го), среди субъектов промышленного производства – на 8-м месте (из 34 позиций), по хозяйствующим субъектам транспорта – на 3-м месте ( из 6 видов). 


Трудовым кодексом Российской Федерации установлено, что минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, однако эта норма, установленная законом, до настоящего времени не выполняется. И даже несмотря на то, что МРОТ в ОАО «РЖД» значительно выше установленного на федеральном уровне (7759 руб. / 5965 руб.),  он ниже минимального прожиточного минимума Республики Башкортостан (9092 руб.) и  потребительской корзины трудоспособного населения Республики                     (8095 руб.).  Если взять расчётный размер потребительской корзины и сопоставить со средней зарплатой железнодорожников в регионе, то жить, в общем-то, можно, но сложно.


 На протяжении последних лет социально-экономическое положение и общественно-политическая ситуация в Республике Башкортостан находятся в фазе активного развития.


Открываются новые производства, реализуется большое количество инвестиционных проектов, повышается уровень жизни и благосостояние жителей Республики. По завершении и в процессе работы саммитов ШОС и БРИКС подписано множество контрактов по дальнейшему развитию Республики, что влечёт за собой создание новых рабочих мест. На этом фоне зарплата работников железнодорожных предприятий  в Башкирском регионе становится менее конкурентоспособной. 


Так какой же должна быть заработная плата, чтобы она казалась достойной и конкурентоспособной в регионах в пределах полигона Куйбышевской железной дороги? И что необходимо для этого сделать?


Убеждён, что работники осознают: заработная плата должна быть заработана. И понимают, что показатели соотношения темпов роста заработной платы и производительности труда должны быть сбалансированы. 


Безусловно, производительность труда – это самое главное экономически обоснованное условие повышения заработной платы. Но когда производительность труда растёт хорошими темпами, а реальная зарплата падает, это просто противоречит экономическим принципам и вызывает тревогу у железнодорожников. 


В преддверии отчётной конференции по выполнению Коллективного договора считаю необходимым подчеркнуть, что как со стороны руководителей, так и со стороны соответствующих выборных профсоюзных органов, надо сделать всё возможное, чтобы вопросы своевременной индексации и роста заработной платы носили устойчивый характер. А сбалансированость, о которой велась речь чуть выше, достигалась не за счёт сокращения заработной платы или того хуже – персонала, а именно за счёт темпов роста производительности труда. 

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30