13 апреля 2021 05:22

13 апреля 2021 05:22

фото: Николай Ембулаев

Знакомая незнакомая УРГ,

или Кто и что мешают развитию проектной деятельности на дороге

В качестве полноценной структуры Узловые рабочие группы (УРГ) созданы в 2012 году, а в 2014-м, став рабочими органами региональной оперативной комиссии, они ещё на одну ступень повысили свой статус. Но до сих пор на практике оказывается, что для многих железнодорожников аббревиатура «УРГ» остаётся загадочным явлением.
Формат работы Узловой рабочей группы успел зарекомендовать себя как перспективный механизм, позволяющий системно и эффективно решать проблемные вопросы узла. Однако популяризация этой деятельности идёт непросто, да и для самих команд путь к выработке согласованных предложений об изменении технологии работы и её выполнении не всегда оказываются лёгкими. Сказываются различия в ключевых показателях эффективности деятельности УРГ и предприятий в отдельности, инертность как со стороны команд, так и территориальных дирекций и служб, нехватка компетенций в сфере межфункционального взаимодействия, а зачастую –отсутствие элементарной возможности привлечь нужного специалиста к оформлению проекта.


Среди этих многочисленных проблем одной из первых предстоит побороть пассивность причастных сотрудников и преодолеть стереотип «факультатива». На помощь приходят различные механизмы стимулирования. К примеру, завоевание призового места по итогам работы группы за квартал гарантирует активным её участникам получение денежной премии.

В настоящее время финансирование на эти цели может производиться из двух основных источников – фонда начальника Куйбышевской железной дороги, и части суммы от достигнутого экономического эффекта межфункционального проекта. Однако как констатирует первый заместитель начальника службы экономики и финансов Даниил Меньков, пока, в основном, расходуются средства из фонда начальника дороги, тогда как второй, самый большой источник, остаётся практически незадействованным.


«До 50% от суммы экономического эффекта может остаться в подразделении и быть направлено для материального стимулирования работников, принимавших участие в межфункциональном проекте бережливого производства», – поясняет он. Одно из условий получения, выполнение которого напрямую зависит от команд, – правильное оформление проекта с расчётом экономического эффекта.


В поддержку командам и для повышения их результативности определены функции причастных заместителей начальника дороги, руководителей региональных дирекций и служб для оказания технологической, организационной, методологической и технической помощи. Помимо этого, ответственность за общий результат теперь не сконцентрирована исключительно на председателях УРГ, а распределена между всеми участниками, активность которых оценивается по пятибалльной шкале.


На уровне территориальной подкомиссии Самарского региона опробовали и другой метод: на еженедельных совещаниях с докладами заслушивают не председателей УРГ, а наименее активных членов команды. В этой ситуации найти достойный аргумент в оправдание собственного бездействия сложно, поэтому даже инертным сотрудникам приходится подключаться к командной работе.


Действенность данного механизма подтверждают и председатели УРГ, фиксируя повышение проектной активности. К примеру, по станции Абдулино удалось получить пять межфункциональных проектов за один день против четырёх, предложенных ранее в течение нескольких месяцев. Несмотря на положительную тенденцию, начальник станции Виталий Степанов к изобилию идей относится несколько настороженно, тщательно их анализирует и проверяет, чтобы предотвратить попытки «взять количеством».


«Велика вероятность, что под видом «ноу-хау» попытаются представить стандартную для хозяйства работу. В результате от такого псевдопроектирования особых улучшений для узла не последует», – поясняет он.


С этого года проекты, требующие инвестиций, рассматриваются каждой причастной Региональной дирекцией и учитываются при формировании инвестиционных программ по функциональным вертикалям. В настоящее время утверждена программа по реализации проектов улучшений УРГ на период с 2015 - 2018 годы по Куйбышевской дирекции инфраструктуры. Как рассказал заместитель начальника дирекции по технической работе Денис Аграфенин, в программу вошли мероприятия, касающиеся в первую очередь инфраструктуры крупных станций, где требуются открытие ранее закрытых путей для движения, проведение отдельных видов ремонта, перенос светофоров на новые ординаты и многое другое.


Несмотря на определённый прогресс во взаимодействии сторон, в большинстве УРГ констатируют, что пока дирекции и службы чаще выступают в роли арбитров и критиков, тогда как Узловые рабочие группы рассчитывают на полноправное партнёрство и нацеленность на результат.


«Любое изменение надо начинать, прежде всего, с себя. Развитие навыков ситуативного руководства, визуализации, мотивации, компромиссов, управления стрессом и временем и взаимодействия будет способствовать формированию в сотруднике лидерских качеств», – уверен начальник технологической службы Игорь Ларин.


Подстегнуть интерес к данной работе со стороны руководящего состава должна корпоративная аттестация, положение о которой уже принято в компании. Выставляемые оценки будут учитывать, в том числе, и участие в деятельности УРГ, оно же будет влиять на включение или же исключение сотрудника из состава резерва, инвентаризация которого состоится в июле. По словам начальника службы управления персоналом Куйбышевской железной дороги Владислава Воронцова, от заместителей начальника дороги по территориальному управлению уже поступили списки наименее активных членов УРГ.


Для того чтобы переломить ситуацию и повлиять на уровень заинтересованности, по мнению начальника станции Кинель Сергея Титаренко, стоит подключить УРГ, руководствуясь процессным подходом к ведению более крупных проектов. В этом случае члены Узловых рабочих групп смогут решать локальные задачи, но уже встроенные в процесс всей магистрали. Однако прежде чем переходить к глобальным вопросам, предстоит отладить взаимодействие внутри узла. На станции Жигулёвское Море пытаются активнее задействовать инженерно-технических специалистов и экономистов, объединив их в профильные блоки.


«В прошлом году у нас хватало знаний, чтобы рассчитывать экономический эффект своими силами, но сейчас уровень проектов повышается, поэтому обойтись без поддержки экономического блока уже не получится», – делает выводы главный инженер станции Антон Кейдунов.


Большая инициативность потребуется и от УРГ, где большинство – руководители, отвечающие за финансово-экономическую деятельность предприятий. В связи с этим, по мнению Даниила Менькова, они также должны демонстрировать компетентность, в частности, знание инструкции о введении в действие методики экономического расчёта межфункциональных проектов внедрения технологий «Бережливого производства» в ОАО «РЖД».


Акценты расставлены. Резюмировать сказанное хочется цитатой начальника Куйбышевской дороги Сергея Соложенкина: «УРГ – это движущая сила для раскрытия внутреннего потенциала сотрудника, возможность развития навыков эффективного управления и командная поддержка».

Александр Северов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30