13 апреля 2021 11:33

13 апреля 2021 11:33

Ни дня без строчки

В годы Великой Отечественной войны большим авторитетом среди ульяновских железнодорожников пользовалась стенная газета локомотивного депо Ульяновск «За здоровый паровоз», позднее переименованная в «Локомотив».
Основанная в 1939 году деповская газета буквально с первых выпусков стала основным информационным и агитационным изданием не только для предприятия, но и всего узла.

Первым редактором стал Пётр Васильевич Дервянинов, который после окончания ФЗУ в 1927 году работал в локомотивном депо Ульяновск слесарем, мастером, а затем начальником отдела кадров. С 1941 по 1943 годы воевал на фронте, где был ранен, и после демобилизации вновь вернулся работать в родное депо. Пётр Васильевич был удостоен ордена Ленина, ордена Отечественной войны II степени,а также многочисленных наград.

В самый непростой для страны и железнодорожной отрасли период газета сумела быстро перестроиться на «военный лад» и выходила ежедневно. Передо мной 152 (678) номер от 1 июля 1941 года с передовицей: «Враг будет разбит. Победа будет за нами!» В следующем номере, за 2 июля, заголовок уже звучит как лозунг: «Честно трудиться – значит бить врага». В заметке «В ответ на нападение Гитлера» сообщается, что котельщик товарищ Канин, участник боёв с белофиннами, после начала войны в три раза увеличил производительность труда. В этой же заметке рассказывается о пенсионерах-железнодорожниках, которые, несмотря на преклонный возраст, пришли на работу в депо.

Мимо газеты не проходил ни один значительный факт, а на примере передовиков воспитывался весь коллектив. Так, в одном из номеров рассказывается о том, как локомотивщик Сергей Иванов обнаружил трещину в цилиндре паровоза. Этот факт приводится как пример особой бдительности. В другом материале публикуется рассказ об отличной работе бригадира комплексной бригады товарище Фомине.

Рабочие депо знали, что если они хорошо сработают, то завтра об этом будет написано в их газете, которая часто выдвигает боевые лозунги в стихах, например, «Хочешь врага победить на войне – план выполняй вдвойне и втройне». Здесь же сообщается о том, что слесарь комплексной бригады Майданкин один произвёл ремонт букс, в шесть раз перевыполнив норму.

Передовые заголовки «Все силы – на разгром врага», «Враг будет разбит» и другие не только хорошо запоминались, но и мобилизовали весь коллектив. Ярким примером может служить статья «Замечательный рейс», в которой рассказывается о том, как машинист товарищ Храпам, его помощник Гаврилов и кочегар Семёнов провели тяжеловесный состав.

Немало актуальных тем, которые находят отражение на страницах газеты: о патриотах, сборе металлолома, бдительности и самоотверженном труде. В качестве авторов выступают простые рабочие, служащие, инженерно-технические работники депо, среди членов редколлегии лучшие деповчане: Дервянинов, Жеманов и Журбенков, а вот оформителем издания стал слесарь депо Куликов.

«За здоровый паровоз» – серьёзная, боевая стенгазета, – давало в те годы оценку газете руководство Куйбышевской железной дороги. –  Она грамотно пишется и хорошо оформляется художественно. Эта газета может служить образцом для всех стенных газет города. Её опыт надо всячески распространять и приветствовать».
Александр Савенков
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30