15 апреля 2021 09:57

15 апреля 2021 09:57

Зубчаниновская звезда

Давно уже минули года освоения посёлка Зубчаниновка. Но память о его основателе жива

Продолжение.Начало|№12
В водовороте дел

Итак, Евгений Зубчанинов задался целью построить новый город для железнодорожников.  Дело это было непростое. Очень сложно – с многочисленными согласованиями, отменой решений и отсрочками решался вопрос с банком о выделении кредита для выкупа под посёлок 338 десятин земли. Евгений Андреевич оказался терпеливым, последовательным, твёрдым и довёл дело до конца.

Он уже писал Устав будущего поселения. Этот уникальный документ определял права и обязанности жителей по принципу крестьянской общины, свободного труда на благо не только своей семьи, но и общины, куда в случае материальной нужды он мог обратиться. Кстати, некоторые экономические постулаты были созвучны положениям реформы Петра Столыпина.

Общество устройства и благоустройства посёлка Самарской губернии и уезда было занесено в установленный реестр за №5977, а как официальное издание Устав увидел свет в 1909 году. От него исходил свежий ветер перемен, новизны и социальной справедливости. Во втором параграфе было сказано коротко и ясно: «Общество имеет целью проведение культурных начал в экономической и духовной жизни посёлка».

И действительно, ближайшие задачи касались не только хозяйственных, но и общественных сторон жизни. Постройка жилых помещений и инфраструктуры: школы, больницы, церкви, богодельни, приюта, общественного клуба, библиотеки; благоустройство улиц, устройство прудов, мостов, стоков для воды и т. д.

Члены Общества должны были быть снабжены продуктами первой необходимости и строительными материалами на наивыгоднейших условиях. К задачам Общества относилось и проведение в дома электрического освещения. Устав обязывал владельца участка отводить под жильё и хозяйственные постройки не более трети участка, а две трети использовать под сад и огород. Общество не разрешало ни гостиниц, ни фабрик, ни игорных заведений, ни торговли вином или пивом. Член посёлка, замеченный в продаже алкогольных напитков, немедленно и навсегда исключался из Общества и в течение месяца обязан был сдать участок. Никто из членов посёлка не должен заниматься ростовщичеством.

Заселение началось

К началу 1910 года всё было готово для заселения. Ждали первого тепла. 30 мая был Духов день – христианский и народный праздник, который наступает на следующий день после Пасхи. Первопоселенцы сошли на железнодорожном полустанке. Пред ними простиралась безоглядная степь. Трава волнами от набегающего ветерка уходила за горизонт. Тревога, надежда и неиспытанное доселе чувство новой жизни овладели ими. Церковнослужитель освятил землю, и раздались возгласы радости. Прибывшие падали на колени в поклонах земле-матушке.

Постепенно страсти улеглись, и приехавшие приступили к делу: 338 десятин земли порезали на 843 участка, примерно по 30 соток на семью, затем приступили к жеребьёвке. Зубчанинову выпал участок в овражце, в километре от полустанка, но от предложения взять участок по выбору он категорически отказался.

Каков же был хозяйственно-экономический уклад созданной оригинальной сельскохозяйственной общины? И капиталистический, и индивидуально-кооперативный. Каждый житель посёлка был элементом капиталистической системы России, являясь на данный момент или наёмным работником или предпринимателем. Но в то же время он, имея в своём распоряжении достаточно земли, занимался производством и реализацией излишков произведённой продукции.


Из чего складывались активы коммерческой деятельности Общества? Сдавали в аренду свободные участки, торговали лесом, занимались купеческим делом. Например, ездили в Одессу за лимонами и выгодно перепродавали их в Самаре, даже держали общественную пасеку, получали и реализовывали мёд. Большая часть выручки шла на озеленение посёлка и строительство. К 1916 году в посёлке были своя больница, школа, клуб, детский сад, библиотека. Сохранились воспоминания о том, как заведующий библиотекой Алексей Хохлов и режиссер А.М. Жуков в 1913 году поставили первый спектакль по пьесе Островского «На бойком месте», с каким восторгом приняли его жители.

Такой, чудом сотворённый посёлок, в России тех лет был единственным. Выходит, не до такой уж степени было консервативным царское самодержавие, если допускало «вольности», в данном случае «толстовство», шедшее вразрез с доминирующей экономической системой и ортодоксальным православным христианством.
Николай Ембулаев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30