11 апреля 2021 10:59

11 апреля 2021 10:59

фото: Николай Ембулаев

Уметь считать

Бережливому производству нужен экономический подход

Оценка эффективности внедрения технологий бережливого производства в вагонном хозяйстве подчас происходит навскидку.  А для общей пользы нужны цифры не с потолка. Чтобы они реально подтверждались практическими делами и мотивированным вознаграждением участникам проектов улучшениий.
Доказано, что наибольший эффект достигается при максимальной вовлечённости участников движения бережливых в процессы, которые постоянно совершенствуются. Но привлечь людей, как оказалось,  – это одно, а вот  увлечь их идеей постоянных улучшений без мотивации, то есть без чёткой системы поощрений очень затруднительно, почти нереально. А ведь инструменты для этого есть.

Вот работники эксплуатационного вагонного депо Кинель предложили для тиражирования установку ложемента для перевозки колёсных пар на платформу кран-манипулятора. «Специальный ложемент, устанавливаемый на автомобиль КАМАЗ, позволяет перевезти до пяти колёсных пар вместо двух»,– пояснил начальник Кинельского депо Рустем Муфтахов. Только вот за этот проект никто не награждён материально. Но он очень плотно пересекается с рационализаторской деятельностью и более подходит к разряду рационализаторского предложения, причём он сулит экономический эффект 428 тыс. руб. в год. «Почему мы забываем про такой  инструмент, который позволяет эффективно выплачивать вознаграждение тем, кто это успешно реализовал», – справедливо заметил главный инженер Куйбышевской железной дороги Анатолий Соколов, когда на видеоконференции проводилась  оценка эффективности внедрения технологий бережливого производства в эксплуатационных вагонных депо за 2014 год и за два месяца 2015 года .

В своих докладах и презентациях на видеоконференции руководители предприятий рассказывали о планируемых к внедрению проектах, направленных на снижение непроизводительных потерь и рекомендуемых к тиражированию в 2015 году. К примеру, почти во всех эксплуатационных вагонных депо успешно реализуется проект внедрения стационарных пультов управления электродомкратными установками на участках текущего отцепочного ремонта вагонов.

«Это внедрение позволило сократить время до 20 минут при замене неисправного электродомкрата или неисправного пульта. В настоящее время установлено четыре пульта на текущем отцепочном ремонте в Кинеле и два – в Абдулино»,– рассказал Рустем Муфтахов.

Этот проект был разработан в 2014 году пензенскими вагонниками. «Мы реализовали проект на восьми позициях по станции Пенза и на текущем отцепочном ремонте станции Рузаевка, – доложил главный инженер депо Павел Комин. Но это мелочи, если сравнить и принять во внимание то, что пензенские вагонники в 2015 году ожидают экономический эффект от реализации проектов 973,1 тыс.руб.

Надо исходить из того, что передача эксплуатационного вагонного комплекса в Центральную дирекцию инфраструктуры (ЦДИ) не повлекла за собой существенных изменений в функциональных задачах вагонного хозяйства. И эффективность внедрения проектов бережливого производства в целом по вагонному хозяйству оценивается исходя из пяти основных показателей. Их озвучил начальник службы вагонного хозяйства Куйбышевской дирекции инфраструктуры Владимир Бобылев. Это среднее время простоя вагонов под обработкой в парках отправления (без учёта времени ожидания технического обслуживания), а также средний объём производства на одного работника на пункте технического обслуживания, среднее время нахождения вагонов в текущем отцепочном ремонте (без учёта времени ожидания ремонта), средний  объём производства на одного работника на участке текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов. Понятно, что учитывается и показатель по производственному травматизму. Всего по дороге каждое депо должно внедрить 25 проектов улучшений. Снизят непроизводственные потери в Дёме, установив маневровое устройство для передвижения грузовых вагонов на пути № 18 ТОР Черниковка-Восточная.

Организация технического обслуживания вагонов для промышленных предприятий Бензино-Черниковского узла на станции Дёма сократит время простоя вагонов на станционных путях. «Мы сегодня готовим под погрузку вагоны по станции Дёма, тем самым по прибытию на станцию Черниковка-Восточная вагоны повторно к осмотру не предъявляются, – сказал начальник Дёмского депо Ахнаф Саитгареев. – Они непосредственно передаются на промывочно-пропарочную станцию и на пункт ТОР. Наши осмотрщики в этот период могут использоваться на других работах».

Организация отправления поездов назначением на станцию Кашпир с путей парка приёма станции Сызрань преследует ту же цель, что намечена в Дёме, то есть сокращение простоя вагонов на станционных путях. «В настоящее время составы поездов назначением под погрузку на станцию Кашпир после формирования выставляются в парк отправления, где производятся техническое обслуживание и коммерческий осмотр. Цель – сокращение простоя цистерн на станции Сызрань. Сокращено 344 минуты времени. Реализация проекта с 1 августа может дать эффект 1,6 млн руб.», – доложил начальник эксплуатационного вагонного депо Октябрьск Валерий Завадский. Организация осмотра вагонов под погрузку на станции Алань тоже направлена на ликвидацию простоев. Об этом доложил первый заместитель начальника эксплуатационного вагонного депо Круглое Поле Василий Николаев.

«Нужен экономический подход к бережливому производству», – заявил начальник экономической службы Куйбышевской дирекции инфраструктуры Игорь Матросов. Значит, будем ждать более точных расчётов по проектам.
Владимир Акшаев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30