13 апреля 2021 10:47

13 апреля 2021 10:47

фото: Николай Ембулаев

На Куйбышевской дороге актуализирован переход к процессному управлению

В течение двух дней две экспертные группы, состоящие из представителей различных департаментов ОАО «РЖД», анализировали внедрение процессного подхода на полигоне Куйбышевской железной дороги.
В течение двух дней две экспертные группы, состоящие из представителей различных департаментов ОАО «РЖД», анализировали внедрение процессного подхода на полигоне Куйбышевской железной дороги.

По словам начальника Департамента развития системы управления Глеба Зазнова, эксперты отказались от привычного формата, сконцентрировав внимание на наиболее результативно используемых в региональных дирекциях методах и инструментах управления, используемых для повышения эффективности и доходности предприятий.

В настоящее время на Куйбышевской железной дороге происходит переход к командной работе и процессному управлению. На полигоне созданы четыре рабочие группы, которые действуют на принципах проектного управления. Это позволило привлечь представителей вертикально-интегрированных филиалов компании и ДЗО. Обеспечена единая методология и установлена процедура контроля. Проведённая работа позволила в установленные сроки реализовать декомпозицию целей стратеги развития холдинга. Дальнейшая декомпозиция выполнена в формате Х-матриц, благодаря им были сформированы 18 проектных офисов, которые затем укрупнили для повышения эффективности. В этом году Куйбышевской предстоит решить задачу создания единой системы управления и повышения квалификации персонала в области управления проектами.

Ещё одним направлением для исследования экспертов стала реализация процессного управления. На дороге констатируют, что работники готовы задействовать процессное мышление и умение читать процессные модели. Сказывается большая работа по подготовке кадров, только в 2012 году обучение прошли все руководители дороги, следующим в этой цепочке должны стать представители среднего звена.

По мнению начальника Куйбышевской железной дороги Сергея Соложенкина, в вопросах вовлечения персонала необходимо дойти до линейного уровня. Во многом активность персонала зависит от руководителя предприятия и его прямой заинтересованности. Однако эксперты рекомендуют аккуратнее пользоваться рецептами сторонних консультантов, используя, в основном, уже доказавшие эффективность системы 5S и бережливого производства.

Работа по повышению эффективности основных бизнес-процессов на полигоне Куйбышевской железной дороги ведётся с 2010 года, прежде всего, за счёт внедрения технологии бережливого производства. Что касается системы 5S, планируется охватить ею 10% рабочих мест, а в перспективе выйти на 20%, охватив порядка 4,2 тыс. рабочих мест.

На текущий год запланировано картирование 630 процессов и проведение на крупных узлах дороги пяти семинаров, реализация новых проектов и тиражирование 130 технологических решений. Во многом ставка делается на межфункциональные проекты, реализуемые, в частности, в Куйбышевской дирекции управления движением и Куйбышевской дирекции тяги. По словам главного инженера Куйбышевской железной дороги Анатолия Соколова, большинство проектов связано с совершенствованием технологии и не требуют финансовых затрат.

В Куйбышевской дирекции тяги во внедрении технологии бережливого производства участвовали все предприятия. По словам первого заместителя Дирекции Алексея Никулина, разработано и реализовано 19 проектов улучшения. К примеру, только благодаря оптимизации процесса перевозок на участке Абдулино – Косяковка удалось разгрузить  приёмоотправочные пути на станции Дёма (Южный парк), сэкономить свыше 12 млн руб. на дизельном топливе, а также сократить потери на каждую операцию по отцепке вагонов и ожидание по смене локомотивных бригад.

Во время визита на Куйбышевскую магистраль представители экспертного сообщества оценили возможности моторвагонного депо Безымянка. Напомним, что именно здесь даже реконструкция проводилась с учётом внедрения технологии бережливого производства, а сейчас используется уникальная автоматизированная система контроля технологических процессов. Аналогичной системой на сети может похвастаться ещё только одно депо – Малая Вишера, однако куйбышевцы в продвижении системы оставили коллег далеко позади. Кроме этого, в депо фиксируется значительное улучшение качества выполнения всех видов ремонта.

В части использования автоматизированных информационных ресурсов Куйбышевская железная дорога обладает действительно уникальным инструментарием. В частности, в хозяйстве пути применяется автоматизированный информационный ресурс – «Эксперт», позволяющий собирать и анализировать информацию, а также планировать объёмы работы на участках пути для минимизации рисков. Одним из примеров правильности такого выбора с учётом «особого мнения» системы «Эксперт» могут служить титульные участки реконструкции пути 2015 года на перегонах Подбельская – Похвистнево и Толкай – Подбельская.

Эксперты подчёркивают, что при разработке материалов для тиражирования опыта, необходимо учитывать экономические показатели. Специалисты уверены, результативность каждого проекта должна отражаться на всей вертикали, а для решения более сложных задач требуется объединение проектов, чтобы увидеть необходимый синергетический эффект.

Как отметил начальник Департамента развития системы управления Глеб Зазнов, существующий на Куйбышевской железной дороге потенциал компетенций планируется использовать для организации ряда выездных «круглых столов». И в качестве первой темы вполне может рассматриваться экономический расчёт в принятии решений при ремонте и содержании инфраструктуры.
Александр Северов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30