16 апреля 2021 18:00

16 апреля 2021 18:00

фото: Владимир Акшаев

Кривые с уклонами требуют смазки

Малообслуживаемые рельсосмазыватели приносят много хлопот

На технико-технологическом совете под председательством главного инженера Куйбышевской железной дороги Анатолия Соколова подведены итоги реализации мероприятий по снижению износа элементов системы «Колесо-рельс» в 2014 году.
Проблема износа и борьба с ним при помощи лубрикации имеет особое значение для магистрали, которая занимает четвёртое место по сети дорог по количеству  кривых, в том числе с уклонами, и имеет значительную часть пути на горных участках в Башкирии и в Жигулёвских горах. Общая протяжённость кривых от развернутости главных путей составляет 38 %.  Не удивительно, что на дороге применяется несколько способов смазки и  моделей лубрикаторов, и, естественно, в их обслуживании заняты представители как путейцев, так и локомотивщиков, к тому же по велению времени применяется и аутсорсинг.

Как сообщил начальник Центра диагностики и мониторинга Куйбышевской дирекции инфраструктуры Юрий Федченко, для снижения интенсивности износа колёсных пар, рамных рельсов и повышения ресурса бандажей колёсных пар на полигоне дороги используются передвижные и стационарные рельсосмазыватели.

Списочно значатся 13 передвижных рельсосмазывателей РС-2 на базе электровозов ВЛ-10 и маневровых тепловозов, но в настоящее время в эксплуатации находятся 10 из них. Они распределены по эксплуатационным локомотивным депо Кинель, Уфа, Пенза, Ульяновск, Бугульма, Самара, Стерлитамак и закрывают наиболее грузонапряжённые участки главного хода дороги. Контроль за работой передвижных рельсосмазываетелей осуществляется программами АСУТ-ТЛ и ГИД (СЦБ). Кроме того, система ГЛОНАСС позволяет при помощи программы ГИС РЖД в реальном времени определять их местонахождение.

По словам Юрия Федченко, за 2014 год передвижными рельсосмазывателями на базе локомотивов смазано 262810 км участков пути, что составляет 83% от нормы. При этом израсходовано 76 тыс. кг смазочного материала при норме 94 тыс. 243 кг. «Стоит отметить, что снижение нормы явилось результатом ввода в работу новых вагонов-рельсосмазывателей», – заявил Юрий Федченко.

Тут надо сказать, что для рельсосмазывания используются пять вагонов-лубрикаторов, которые работают в составе пассажирских поездов, два из которых введены в эксплуатацию с 22 сентября 2014 года. И все же невыполнение плана передвижными рельсосмазывателями на базе локомотивов объясняется и невыездами на плановые поездки, 641 из которых была отменена, что на 70 поездок меньше, чем в 2013 году, но всё же остаётся значительной цифрой в показателях.  

По вагонам-рельсосмазывателям, включённым в состав пассажирских поездов, статистика выглядит лучше.  Здесь план по рабочим поездкам чуть не дотягивает до 100%. С помощью вагонов-лубрикаторов, в том числе новых, за 2014 год смазано 307893 кривых, протяжённость которых составила более 160 тыс. км.

Лубрикацией с использованием автоматических бортовых гребнесмазывателей типа АГС-8 занимаются 524 электровоза и тепловоза, оборудованных специальными устройствами. В ходу также 28 кассетных гребнесмазывателей ГРС 20.05.

Согласно данным, представленным сервисными локомотивными депо, бортовыми гребнесмазывателями за год израсходовано менее 20 тыс. кг смазочного материала, что составляет 38,5% от нормы. Минимальный расход смазки зафиксирован у ремонтников Дёмы – 20,8%.Следует подчеркнуть, что в ремонтном локомотивном комплексе произошла реорганизация, и вопросы, связанные с системами лубрикации и ресурсосбережения были переданы на аутсорсинг в сервисную ремонтную компанию.

Есть и ещё один способ обеспечения устойчивого взаимодействия в системе «Колесо-рельс», снижение интенсивности бокового износа рельсов и остряков и продление их службы. Осуществляется он при помощи путевых стационарных лубрикаторов. Всего их на дороге – 638 (в 2013 году было 587 штук). Они большей частью служат для прикрытия  стрелочных переводов в горловинах станций с интенсивным боковым износом остряков и рамных рельсов, на перегонах в кривых радиусом 650 метров и менее.

В 2014 году один из проектов эффективного использования лубрикаторов был посвящён бережливому производству, когда рельсосмазыватель в Кинельской дистанции пути был перенесён в зону максимального контакта при разнесении смазки и соответственно перенастроен. В 2015 году такой опыт будет растиражирован на все дистанции пути. На основе анализа работы и правильного выбора места установки лубрикаторы будут эксплуатироваться по технологии бережливого производства Кинельской дистанции пути.

Все стационарные путевые рельсосмазыватели, поставляющиеся по инвестиционному проекту «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте в 2011-2014 годах», оборудованы системой мониторинга работы СПР-2 – нижний уровень.

Для мониторинга интенсивности бокового износа рамных рельсов на дороге определена 591 контрольная кривая, из которых 370 штук прикрыто лубрикаторами.По словам главного инженера службы пути Геннадия Лопатова, 426 лубрикаторов оснащены GPS-модулями. На сегодняшний день сигнал передаётся от 215.

Конкретно, по стационарным рельсосмазывателям произошёл очень серьёзный разговор, причём тема касалась их сервисного обслуживания.

Как оказалось, есть много нареканий к компании-подрядчику, которая занимается техническим обслуживанием лубрикаторов нового поколения.

По Ашинской дистанции пути договор заключался на второй-четвёртый кварталы. «Обслуживание велось два раза, – сообщил начальник дистанции Дмитрий Толстиков. – В июле и декабре, когда наступили минусовые температуры и обильно шли снегопады. Нормальная работа была произведена в летний период. Следует отметить, что несмотря на заявленный гарантийный срок на выполненные работы – шесть месяцев, качества практически никакого нет. На 12-15 день после технического обслуживания появляются проблемы с питанием энергией, со смазкой и подачей воздуха. В декабре я не подписал акты выполненных работ».

Дмитрия Толстикова поддержал начальник Белорецкой дистанции пути Олег Смирнов. Он представил присутствующим на видеоконференции годовой расход смазки по месяцам. «Основной расход идёт во втором и третьем кварталах, то есть в те месяцы, в которые произошло обслуживание лубрикаторов, – сообщил Юрий Смирнов.–  А в первом и четвёртом кварталах расход снижается вдвое. Это означает, что без нормального обслуживания лубрикаторы фактически не работают».  

«Мы запланируем День качества в режиме видеоконференции, соберём всех путейцев и пригласим высокого представителя сервисной компании, чтобы вы высказали ему все претензии и пришли к общему знаменателю», – пообещал Анатолий Соколов.
Владимир Акшаев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30